Гудок - Каждый рубль бережёт
Потребители ограничивают себя в повседневных тратах
Повседневные траты наших сограждан растут самыми медленными за последние пять лет темпами. В июне реальные расходы населения по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году с учётом инфляции выросли всего на 1,5-2%, подсчитали специалисты исследовательского холдинга "Ромир".
Сильнее всего потребительские расходы снизились в городах-миллионниках: по сравнению с маем они уменьшились на 8%. "Темпы роста потребительской активности снижаются, она показывает лишь незначительное увеличение. На фоне прошлых лет, когда рост составлял 10-12%, фиксируется её чрезвычайное замедление", - замечает ведущий эксперт холдинга "Ромир" Игорь Березин. Причины, по его словам, лежат на поверхности - снизился рост экономики и доходов населения. "К этому добавилась нервозность - за два месяца курс доллара упал на 15%, фондовый рынок - на 20%. Плюс заявления чиновников, что экономику ждут трудные времена", - перечисляет он.
Такие факторы и приводят к сдержанности в тратах.
Эти данные подтверждают и исследования "Левада-центра": в первый месяц лета индекс потребительских настроений упал на 10% по сравнению с маем. "Надежды хотя бы на скромный рост потребительских настроений, которые зародились в мае, в июне не только не оправдались - появились опасения формирования отрицательного тренда. Июньское ухудшение потребительских настроений затронуло все основные социально-демографические группы населения, хоть и в разной степени", - отмечает руководитель отдела изучения уровня жизни "Левада-центра" Марина Красильникова.
Тренд спада потребительского настроения подтверждает и индекс "Кофе с молоком", рассчитываемый по динамике цен и объёмам потребления кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. Эти продукты не входят в список первой необходимости и являются, по сути, набором "простых удовольствий", отражающим экономическую уверенность россиян. Этот "индекс маленьких радостей" в этом году резко упал: -8% против -5,5% в 2011-м и -1,5% в 2010 году.
В Москве этот показатель и вовсе упал сразу почти на 10%.
Эксперты единодушно отмечают, что потребители стали тщательнее оптимизировать свои повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если раньше такое поведение было характерно преимущественно для средне- и малообеспеченных групп населения, то теперь экономный стиль потребления охватил и граждан с высоким уровнем семейных доходов (свыше 25 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи).
Анна Родионова
Поделиться в соцсетях: