Гудок - Компенсация обмана

03 Февраля 2014

Водитель получит дополнительные деньги, если страховая компания незаконно откажет ему в выплате. Автовладелец получит дополнительные 50% от положенной ему выплаты, если ранее страховщик несправедливо отказал ему в ней. Накануне Верховный суд принял такое решение в отношении одной известной организации, однако не секрет, что постановления этой инстанции влияют на судебную практику и нижестоящие суды учитывают его позицию. В Санкт-Петербурге у водителя угнали машину, которая была застрахована по КАСКО. 

Найти её не удалось, и водитель пришёл в свою страховую компанию, чтобы получить деньги. Однако страховщики отказались выплатить средства, сославшись на то, что в договоре стоит чужая подпись. Позже выяснилось, что автовладелец действительно попросил расписаться другого человека в бумаге, так как у него болела рука. Однако он заплатил за услугу и имел право требовать выплату по страховке. Клиент подал в суд на страховую компанию, которая во встречном иске потребовала признать договор недействительным. 

В итоге суд встал на сторону автовладельца. Выяснилось, что раньше компания уже выплачивала ему компенсацию, когда его машина была повреждена камнями. Страховщика обязали расплатиться и в этот раз. Однако судьи решили не назначать штраф за то, что компания не выплатила деньги добровольно. Водителя такой исход не удовлетворил, и в Верховный суд была подана кассационная жалоба. Судебная коллегия по гражданским делам, рассмотрев её, сочла решение неверным. Всё дело в том, что закон «О защите прав потребителей» гласит: если клиенту было отказано в каких-либо законных просьбах, суд должен штрафовать таких отказников на сумму, которая равна 50% от полагающейся к выплате. 

В случае со страховой компанией, чтобы определить размер штрафа, надо сложить сумму положенной страховки, моральный ущерб и судебные расходы клиента. Половина от полученной цифры и будет штрафом. По мнению Верховного суда, отношения по имущественному страхованию подпадают под предмет регулирования закона «О защите прав потребителей». Однако, говоря о ежедневной практике, эксперты отмечают, что в случае, когда клиенту нужен ремонт машины, применить это правило будет достаточно сложно. 

Чаще всего договоры предусматривают страхование в так называемой натуральной форме, когда страховщик не выплачивает клиенту деньги, а направляет его машину в сервис. «При ремонте взыскать штраф можно только тогда, когда есть доказательства, что обязательства компании по ремонту исполнены ненадлежащим образом», – комментирует независимый эксперт Ассоциации защиты прав автострахователей Вероника Яковлева и отмечает, что сделать это достаточно сложно. 

Теоретически получить деньги вместо ремонта можно, если есть подтверждение того, что клиент предъявлял требования к страховщику по срокам ремонта, а последний его не выполнил. Однако, по данным ассоциации на конец 2013 года, далеко не у всех компаний были прописаны сроки ремонта машин. Что же касается случаев угона машин, то страховщикам зачастую удаётся избежать дополнительных штрафов. 

Дело в том, что суд взыскивает ещё 50% от той суммы, которую страховая должна была выплатить только в том случае, если в момент вынесения решения эти деньги ещё не были выплачены автовладельцу. «Однако зачастую страховщики, узнав о результатах проведённой экспертизы, выплачивают деньги за день или два до вынесения судом решения», – констатирует Вероника Яковлева. В итоге водители не получают этот бонус. 

Между тем в конце 2013 года компания «Ромир» провела опрос среди автомобилистов об их отношении к ОСАГО. Выяснилось, что 71% наших сограждан поддерживают идею повсеместного введения автогражданки. При этом 27% опрошенных считают тарифы завышенными, а страховщиков – слишком жадными. Не хотят платить за страховку более 11% респондентов. Правда, 52% автомобилистов готовы платить больше при условии увеличения максимальной суммы выплат по страховым случаям. 

Екатерина Захарова


Поделиться в соцсетях: