Гудок - От дивана до прилавка один шаг

17 Октября 2014

Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает нормативы, согласно которым возле каждого городского дома в радиусе 300 м должно появиться минимум по два небольших магазинчика 

Магазинов не хватает 

Вопрос обеспечения населения магазинами возник не на пустом месте. В течение долгих лет власти крупных городов так много внимания уделяли строительству крупных торговых центров и "выселению" всякой мелочи из центра мегаполисов, что теперь за пакетом молока или батоном хлеба людям надо тащиться в супермаркет. В результате без продовольственных магазинов остались жители исторических центров городов и обитатели многих спальных районов. В Москве, где торговые точки, казалось бы, на каждом шагу, магазинов на самом деле не так уж и много. 

На одну тысячу жителей в Москве приходится всего 270 кв. м торговых площадей, в Санкт-Петербурге - 300 кв. м, а в Краснодаре - 670 кв. м. Но это не сравнимо с Лондоном, Нью-Йорком, Парижем и Миланом, где на одну тысячу жителей приходится по 900-1000 кв. м магазинов. О том, что объём торговых площадей в Москве необходимо увеличить как минимум в два раза, говорил и мэр Москвы Сергей Собянин. А его бывший заместитель Андрей Шаронов неоднократно подчёркивал, что продукты в столице стоят дороже из-за нехватки магазинов. 

Малый бизнес низкого качества 

Новые нормативы Минпромторга должны способствовать развитию именно небольших магазинчиков, так называемых магазинов у дома. Причём по замыслу ведомства принадлежать они должны разным владельцам. Ведь такая конкуренция должна привести к тому, что цены будут ниже, а товар качественнее. 

"Такие новые нормативы можно только приветствовать, - говорит Елена Комкова, партнёр Retail Training Group. - Но пока для развития небольших магазинчиков одних нормативов недостаточно. У меня много друзей, кто пытается заниматься таким бизнесом, однако создание небольшого магазинчика очень часто оказывается невыгодно. 

Ведь ставки аренды площади под торговую точку очень высоки". Дорого обходится и труд людей, и налоги не низкие. Малый бизнес с трудом тянет все эти затраты. Чтобы уменьшить собственные убытки, некоторые владельцы небольших магазинчиков слабо следят за качеством и свежестью товара. Всем известна проблема переклеивания ярлыков со сроком годности. Вопреки расхожему мнению грешат этим в большей степени не большие торговые сети, а именно магазины шаговой доступности. 

Почему дороже 

Да и цены в магазинах у дома, как правило, выше, чем в супермаркетах. Дело в объёме продаж. Продаёт магазин много - производитель даёт ему скидку, и чем больше объём продаж, тем больше скидка. "А с маленькими магазинами производители работать вообще не очень любят", - говорит Елена Комкова. Слишком дорого и неудобно маленькие партии товара по пробкам развозить. Вот в результате и получается, что самые выгодные цены всегда в больших гипермаркетах. Из-за объёма продаж разные форматы магазинов имеют и разную величину собственной наценки на товары. К примеру, в таких огромных магазинах, как "Ашан", наценка в среднем 10-15%, а супермаркеты и магазины шаговой доступности могут "накрутить" от 40% и выше. 

То есть, чтобы окупить свои расходы на помещение, персонал и налоги, магазин берёт себе примерно половину от стоимости товара и больше. Чтобы в России появилось множество маленьких продуктовых магазинчиков, по словам специалистов розничного бизнеса, нужно, в частности, ликвидировать дефицит торговых площадей. То есть мест, где продуктовые магазинчики можно открыть, должно стать больше, а цены на аренду ниже. Скажем, в новостройках все первые этажи зданий отдаются под магазины и офисы, так же всегда делали в Европе. 

А в советские времена такой практики не было. Поэтому бизнесмены, желающие открыть магазин в старом спальном районе, место под торговую точку ищут "с фонарями" и найти зачастую не могут. "Нужен целый комплекс мер со стороны государства, чтобы маленькие магазины развивались, одними нормативами проблему не решить, - говорит Елена Комкова. - А сейчас депутаты Мосгордумы опять хотят запретить торговлю на первых этажах зданий в старом жилом фонде. Как же тогда новые магазины будут появляться?" 

Тут и часть старых могут закрыться. Сейчас Мосгордума рассматривает и другие законодательные инициативы, например запрет торговать алкоголем в магазинах в жилых домах в вечернее время, чтобы шума было поменьше. Такие ограничения появлению магазинов шаговой доступности, конечно, не способствуют. 

Место пусто не бывает 

Тем не менее есть и хорошие новости. Наверное, каждый российский горожанин, хоть раз побывавший в Европе, мечтал, чтобы в городе были небольшие магазинчики и лавки, где можно не только купить молока, сосисок, свежих фруктов, овощей и зелени, но и купить свежей выпечки, выпить кофе... Такой формат магазинов очень распространён в европейских и американских городах. Маленькие кофейни со свежевыпеченным хлебом и пирожными уже не новость для России, таковые встречаются, но цены на кофе, хлеб и пирожные опять же совсем не низкие. 

Но пока формат кофейни в России не увязывается с маленьким продуктовым магазинчиком. Тем не менее в Россию, возможно, придёт всемирно известная американская сеть маленьких магазинчиков у дома 7-Eleven. По крайней мере, в сентябре её представитель Джей Дебланк такие планы анонсировал, и санкции для этой сети оказались не помехой. Низких цен в 7-Eleven ожидать не стоит, зато продукты могут оказаться хорошими. 

Кроме того, последние пять-шесть лет в крупных российских городах появляются лавки и магазинчики самих производителей продуктов, такие как мясные магазины "Дымов" или "Сетунь", известные молочные магазины "Избёнки". Покупатели такие лавки полюбили. 

По последним исследованиям, именно маленькие магазинчики приобретают всё больше поклонников. Исследовательский центр ROMIR выяснил, что сумма денег, которые покупатели оставили именно в маленьких магазинчиках, за последние пять лет выросла на 57%. Так что вполне возможно, что в наши районы вернутся булочные, бакалеи и даже знаменитые магазинчики "Чай и кофе". 

Ольга Колтунова


Поделиться в соцсетях: