Гудок - Последняя цена

2018-05-16

Центробанк подготовил изменение базовых тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и коэффициентов к ним. Цена страхового полиса может измениться с 31 августа 2018 года.

Сейчас стоимость «автогражданки» формируется исходя из базового тарифа (для легковых автомобилей коридор базовой ставки составляет 3432-4118 руб.), регионального коэффициента, мощности двигателя автомобиля, стажа и возраста водителя. Предусмотрена и «скидка» (бонус-малус) за безаварийную езду. Банк России намерен изменить некоторые параметры (базовый тариф, региональный коэффициент и поправки на стаж и возраст).

«Ключевой акцент при проведении реформы ОСАГО будет сделан на защиту прав потребителей, и в первую очередь интересов добросовестных автовладельцев. Сегодня ставка тарифа не учитывает профиль водителя, в новом подходе каждый водитель будет оцениваться индивидуально, - пояснил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин. - В настоящее время значительная часть жалоб, касающихся ОСАГО, связана с некорректным присвоением коэффициента бонус-малус. В новой системе он будет присваиваться каждому водителю на один год».

На первом этапе - летом текущего года - планируется расширить границы тарифного коридора не более чем на 20% в обе стороны. Сейчас средний водитель платит 5,8 тыс. руб. за полис, в будущем будет платить 7 тыс., пояснил Чистюхин. Он также отметил, что по «дешёвому полису» стоимость составит 1,7 тыс. руб. (сейчас это 1,5 тыс. руб.).

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) поддержали переход ЦБ к более гибкому тарифному регулированию. По прогнозам РСА, для аварийных водителей стоимость ОСАГО может возрасти на 25-50%. Для безаварийных, наоборот, снизится на 50%.

«Мы говорим не о повышении тарифов для всех, а об установлении справедливого, более индивидуального тарифа. Нарушитель правил или начинающий водитель получит тариф больший, чем сейчас, а аккуратный водитель с большим стажем - меньший. Это позволит компенсировать издержки по рисковому сегменту, при этом хорошие водители не будут платить за плохих», - заявил президент РСА Игорь Юргенс.

Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ЦБ имеет право менять тарифы на этот вид страхования не чаще одного раза в год. Последний раз регулятор воспользовался этим правом в апреле 2015 года. Тогда рост составил 40%. Поэтому сейчас автовладельцы с опаской относятся к возможной либерализации.

«Чем гибче будет тариф, тем больше возможностей будет у страховых компаний играть на повышении стоимости полиса», - считает заместитель руководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. Некоторые эксперты уверяют, что рынок не позволит поднять цены слишком сильно. «Рыночная конкуренция - это и есть тот механизм, который ограничит рост цен на услуги ОСАГО», - пояснил директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

В РСА приводят в пример опыт европейских стран (Польша, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Венгрия), где пошли подобным путём. «Поначалу либерализация привела к небольшому скачку цен (10-15%), а потом произошло заметное падение и стабилизация на экономически обоснованном уровне», - поясняют в Российском союзе автостраховщиков.

Исследовательский холдинг «Ромир» провёл опросы по поводу возможной либерализации ОСАГО в ноябре 2017 года и феврале 2018-го.

«За это время на 5% выросло число тех, кто положительно относится к изменениям, направленным на либерализацию системы (58% во второй волне опроса против 53% в первой). На 4% увеличилось количество тех, кто считает, что либерализация позволит улучшить ситуацию на рынке ОСАГО (48% в феврале 2018 года против 44% в ноябре 2017 года). На 4% стало больше тех, кто считает, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей и увеличит для лихачей: в ноябре согласных с этим утверждением было 64% от числа опрошенных, в феврале - уже 68%», - говорится в отчёте.

Виталий Маслюк