Гудок - "Ромир": россияне скупают доллары и квартиры

12 Ноября 2014

Как потребители реагируют на падение рубля? Исследовательский центр "Ромир" опубликовал исследование, в котором утверждает: спрос растет на доллары и квартиры, на всем остальном потребители экономят

Исследовательский центр "Ромир" отчитался о поведении потребителей в октябре этого года. "Главной и, к сожалению, очень грустной экономической новостью октября стало стремительное снижение курса рубля по отношению к доллару и евро. К концу первой недели ноября курсы национальной валюты установились на уровне 46—48 рублей за доллар и 57—60 рублей за евро. С начала года рубль потерял более 40% стоимости по отношению к американскому доллару. И половина этих потерь пришлась именно на последний месяц", — отмечают исследователи.

Поводом для спекулятивной атаки на рубль стало осознание резкого ухудшения экономической конъюнктуры. Мировые цены на нефть продолжили снижаться — только за октябрь более чем на 12%. А за два месяца снижение цены ключевого экспортного ресурса России превысило 20%. Потребительская инфляция ускорилась до 8—8,5% в годовом выражении, а продуктовая — даже до 11—14%, впервые за последние пять лет став двузначной. 

 В "Ромире" утверждают, что в октябре россияне, разумеется, покупали валюту, что даже приводило к ее дефициту во многих банках. По данным Центробанка России, рублевые депозиты населения во втором полугодии 2014 года перестали расти. ТО есть люди не клали деньги в банки, а старались по возможности купить на них валюту. 

Кроме того, иследователи предполагают, что в октябре резко вырос спрос на рынке нового жилья, и заметно оживился спрос на рынке вторичного жилья. Правда, в исследовательской компании оговариваются, что данные о спросе на квартиры еще "не подтверждены", и выводы пока "предварительные". 

Однако для исследователей очевидно, что количество заявок на получение ипотечных кредитов возросло, а количество реально выданных ипотечных кредитов уже по итогам первых трех кварталов года выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Остается только надеяться на то, что часть "горячих денег" населения будет направлена на приобретение недвижимости", — говориться в исследовании. 

А вот автомобили потребители не покупают. Казалось бы, рубль падает, лучше уж купить автомобиль, ведь через месяц-два цена в рублях на железного друга, будет еще выше! Тем не менее о небольшом росте продаж в октябре отчитался лишь АвтоВАЗ. В этом сыграла роль возобновленная месяцем раньше программы утилизации. "Но автомобильный рынок в целом продолжает снижение, — отмечают исследователи. — По итогам 10 месяцев оно составило 13% по сравнению с 10 месяцами 2013 года в натуральном выражении. 

Отчасти это снижение было компенсировано за счет роста стоимости новых автомобилей (в рублях). Снижение рынка новых автомобилей в рублях по итогам 2014 года, скорее всего, не превысит 3—5%. А вот долларовые потери, скорее всего, перешагнут 25—30%". Продажи прочих непродовольственных товаров, электроники, бытовой техники, мебели, одежды и тоже продолжались снижаться (–20% по итогам сентября, –5% по итогам октября). В целом потреблять товаров стали меньше, реальный объем повседневного потребления снизился на 1,5—3%. 

А вот рынки продуктов питания в октябре росли. Расходы на продукты питания в октябре 2014 года выросли на 17,5% по сравнению с октябрем 2013-го. С поправкой на инфляцию продовольственного рынка (11—14% годовых) можно говорить о росте реального потребления на 3—6% за год. То есть продуктов покупать стали больше. Это не связано с тем, что потребителей проснулся аппетит или денег у них прибавилось. "Сработал эффект низкой базы, — поясняет ведущий консультант "Ромира" Игорь Березин. 

— Просто многие потребители начали экономить на продуктах уже давно, еще в октябре прошлого года, когда только почувствовали, что зарплаты не растут, материальное положение лучше не становится… Люди стали оптимизировать расходы, кто-то переходил с говядины на свинину, со свинины на курицу и так далее. Но экономить все время нельзя, видимо, наступил предел такой оптимизации расходов". 

 В октябре 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) снизилась по сравнению с показателем сентября на один процентный пункт и составила 61% от общего объема расходов. По сравнению с октябрем 2013 доля продуктов питания выросла на 5 процентных пунктов (с 56%). То есть продукты стали превалировать в потребительской корзине еще сильнее, чем ранее, на них у потребителя уходит львиная доля зарплаты. 

Изменится ли ситуация в ноябре? Ведь доллар продолжает укрепляться по отношению к рублю. Многие экономисты в этой ситуации предлагают не покупать валюту ("Кто же делает это на росте", — говорят они.), а вкладываться в покупку товаров длительного пользования, купить новую стиральную машинку, холодильник или даже автомобиль, все равно наличные рубли обесцениваются. Однако Игорь Березин не уверен, что картина на потребительских рынках непродовольственных товаров существенно изменится. 

"Может быть, просто замедлится снижение", — предполагает он. Но так уж, видимо, устроены наши соотечественники: если свободные деньги есть, их во время кризиса предпочитают вкладывать либо в доллар, либо в недвижимость. Другие варианты инвестиций согражданам не особо интересны. 

 Ольга Колтунова


Поделиться в соцсетях: