Гудок - Россияне накапливают долги за мобильную связь

14 Июля 2014

"Национальная служба взысканий" заявила о росте задолженности граждан за разговоры по сотовым телефонам 

Абоненты мобильной связи задолжали операторам около 25 млрд руб. Как сообщило коллекторское агентство «Национальная служба взысканий», наибольшая часть долгов абонентов пришлась на долю «большой тройки» — 22 млрд руб. В общей сложности задолженность россиян за телекоммуникационные услуги выросла за год более чем на 4 млрд. руб. В обнародованном исследовании проанализированы платежи за услуги операторов мобильной связи, фиксированной связи и интернет-провайдеров. 

 Как заявил старший вице-президент «Национальной службы взысканий» Сергей Шпетер, часть задолженностей возникает в результате забывчивости или временного отсутствия на постоянном месте жительства. «В основном это связано с тем, что трафик достаточно вырос, начался сезон отпусков. В том числе и услуги по пользованию интернетом — зарубежный тариф достаточно высокий», — сообщил Шпетер. По данным коллекторских агентств, в столице средняя задолженность за телекоммуникационные услуги составляет 2,5 тыс. руб. на одного абонента-неплательщика. 

Должники поневоле 

В пресс-службе компании «Мегафон» рассказали, что «зачастую задолженность у абонентов появляется из-за того, что они привыкают пользоваться услугами, которые позволяют взять деньги в долг». «Есть категория абонентов, которые не обращают внимания на мелкие долги, и тогда они перерастают в просроченные задолженности, которые мы передаем, в свою очередь, в службу взысканий», - пояснил представитель компании в интервью «Коммерсант FM». 

По данным исследовательского холдинга «Ромир», около 38% россиян стали экономить именно на переговорах по мобильному. На сегодняшний день 91% граждан страны имеют в своем распоряжении хотя бы один телефон. Кроме того, часто россияне становятся должниками по вине мошенников. Многие пользователи сталкивались с так называемыми «несанкционированными услугами», когда человеку без его ведома на мобильный подключают платную услугу – например, сервис прогноза погоды, анекдотов, знакомств и т.п. В результате за один только месяц за подобную коммерческую подписку оператор может списать 8-10 тыс. руб. 

Долги копятся и во время отпусков россиян, когда люди активно пользуются роумингом, забывая о высокой тарификации за пределами региона или государства. Причем многие, увидев позднее, сколько наговорили, отказываются платить по счетам, предпочитая скрываться от коллекторов. Операторы зачастую раздают сим-карты с небольшим стартовым балансом в размере 50-100 руб. Как правило, эти деньги, выданные «на старте», обратно уже не возвращаются. Однако операторы их тоже причисляют к долгам. 

 Впрочем, некоторые абоненты грешат обманом операторов. Например, подключают сим-карту, уходят по ней в большой минус, после чего выбрасывают ее. Если раньше такой трюк удавался, то теперь не вернуть деньги становится сложнее. Так, если должник решит подключить другую «симку» на свой паспорт, то старая задолженность автоматически будет списываться уже с нового номера гражданина. У некоторых операторов распространена практика, при которой при наличии долга на одной сим-карте блокируются все другие «симки» на имя абонента в этом же регионе. 

Честные тарифы 

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, 25 млрд руб. – сумма, завышенная самими операторами. Он также подтвердил, что задолженность образуется по ряду причин. Впрочем, коллекторы инициируют процедуру взыскания долга только в том случае, если он составляет не менее 1 тыс. руб. В ином случае это просто невыгодно, пояснил эксперт. «Гоняться за теми, кто задолжал 300-500 руб., конечно, никто не будет – себе дороже. Поэтому коллекторы занимаются в первую очередь крупными должниками», - заявил Gudok.Ru Муртазин. 

По его мнению, полностью искоренить это явление не удастся. Однако снизить объема долга все же реально. Однако в этом случае на первом месте должны оказаться вовсе не коллекторы. Прежде всего необходимо сбалансировать тарифы, а также сделать телефонные переговоры доступнее в роуминге. Тогда большинство абонентов будут добровольно оплачивать предоставленные им услуги. Сейчас же многие полагают, что разговоры в роуминге остаются роскошью. 

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Олега Иванова, количество жалоб на качество услуг связи продолжает расти. Так, за прошлый год количество жалоб на качество связи по сравнению с 2012 годом выросло в 15 раз. По данным компании Accenture, до 15% российских сотовых абонентов меняют оператора из-за плохого качества услуг. 

Сергей Новиков


Поделиться в соцсетях: