Interfax - Бесценный полис
Автостраховщики предложили заменить все полисы ОСАГО из-за засилья "фальшивок". Эксперты критикуют эту идею, предлагая страховщикам вместо этого снизить цену полиса.
Из-за распространения фальшивых полисов ОСАГО, официальная доля которых в обращении составляет от 2% до 5%, страховщики не смогли привлечь более 1 млрд рублей в прошлом году. В ответ на это они предлагают различные варианты борьбы с "липой".
Последнее предложение наделало много шума: президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) предложил заменить все старые бланки полисов на новые с повышенным уровнем защиты с 1 июля 2016 года.
"Предполагается одномоментная замена старых бланков ОСАГО на новые, в том числе находящиеся в обращении. Подробности этой операции не планируется сообщать вплоть до последнего момента. Никому из водителей не придется нести дополнительные расходы, издержки этого обмена лягут на страховщиков", - сообщил президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Сообщение об обязательной замене полисов взволновало автовладельцев, однако уже на следующий день федеральное госпредприятие "Гознак" успокоило граждан: нынешние полисы ОСАГО не будут меняться одномоментно.
"Это неграмотно так делать, устраивать кипиш", - цитирует "Российская газета" помощника генерального директора ФГУП "Гознак" по связям с общественностью Наталью Никифорову. По ее словам, соглашение с РСА о полном обновлении нынешних бланков ОСАГО с усилением их защиты, не предусматривало спешной замены самих полисов у всех автовладельцев, то есть, полная замена документов произойдет постепенно, в плановом порядке. Тем не менее, в РСА настаивают, что замена полисов будет производиться одномоментно.
"Гознак подтвердил полную готовность осуществления выпуска необходимого тиража в рамках проведения замены бланков полисов ОСАГО, все необходимые мощности для этого имеются", - процитировали в сообщении пресс-службы организации исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева. В пресс-службе РСА сообщили Interfax-Russia.ru, что все спорные вопросы были согласованы с Гознаком в ходе необходимых консультаций. "Наша позиция состоит в том, что это (замена полисов ОСАГО - ИФ) будет проводится одномоментно", - добавили в пресс-службе.
Страховщики не сдаются
Тем не менее, РСА не намерен останавливать свой "поход" против фальшивых документов. Игорь Юргенс рассказал, что готовит обращение в Минюст РФ в связи с валом публичных предложений о приобретении поддельных полисов ОСАГО по низкой цене. "Объявления о продаже полисов по заниженным ценам открыто размещаются на светофорах, столбах и деревьях, прямо на улицах, в открытую указываются телефоны, по которым следует связаться для обсуждения покупки", - сказал он.
По словам Юргенса, реализация поддельных полисов ОСАГО стоимостью от 1 до 1,5 тыс. рублей находит все большее распространение, особенно в российских регионах, где стоимость полиса представляется водителям крайне актуальной из-за низких заработков. Борются страховщики и с объявлениями в интернете.
По данным РСА, на 1 февраля 2016 года за три месяца им удалось снять с делегирования 41 доменное имя, заблокировать 19 хостинг-аккаунтов, устранить нарушения на 11 интернет-ресурсах, заблокировать 104 аккаунта в социальных сетях, 73 группы в социальных сетях и 2 рекламных объявления в "Яндекс-Директ", ведущих на мошеннические ресурсы.
При поддержке РСА удалено 192 публикации на форумах и досках объявлений. Глава РСА напомнил, что владельцы поддельных документов обречены на проблемы с выплатами в случае причинения вреда чужому автомобилю. Они должны понимать, что выплата по поддельному полису ОСАГО не последует, и тогда имущественное требование пострадавшего может быть обращено непосредственно к виновнику ДТП. Однако напоминать о последствиях водителям не нужно, они понимают их и так.
Опрос исследовательского холдинга Romir, проведенный в декабре 2015 года в городах с населением более 100 тыс. человек в 35 субъектах РФ, показал, что подавляющее большинство респондентов осознают последствия использования поддельных полисов: 91% участников знают, что в ситуации приобретения дешевого и недействующего полиса водителю самому придется возмещать убыток, возникший по его вине. Еще 89% участников сообщили, что понимают административную ответственность, связанную с нарушением обязательного закона и ездой без полиса ОСАГО.
Снизить цену
Несмотря на то, что все эксперты не одобряют использование поддельных полисов, одномоментную замену старых бланков на новые они считают мерой излишней. Такого мнения, например, придерживается депутат Госдумы РФ Александр Сидякин ("Единая Россия"), сообщила его пресс-служба. "Одномоментная замена послужила бы причиной резкого роста социальной напряженности среди таких страхователей, привела бы к необоснованным штрафам, очередям в офисах страховых компаний и дополнительным расходам автовладельцев", - говорится в его письме на имя первого зампреда Центробанка Сергея Швецова.
В МВД РФ считают, что эффективно бороться с продажами поддельных полисов ОСАГО можно только путем перевода их в электронный вид, сообщил журналистам заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин. "На дороге у инспектора практически нет возможности отличить настоящий полис ОСАГО от поддельного. Остается только один способ - переход на выдачу полисов в электронном виде. В ситуации, если гражданин говорит, что у него есть электронный полис, инспектор проверяет его в базе данных Российского союза автостраховщиков или при помощи планшета", - предложил Кузин. Он добавил, что выдача электронного полиса все равно предполагает выдачу его копии и инспектор может принять решение не проверять данные в электронной базе, если его удовлетворяет представленная документация.
"РСА нужно усиливать пропаганду, чтобы люди неумышленно не покупали поддельные полисы. Не поддавались на резкие снижения стоимости и акции", - подчеркнул Кузин. С необходимостью проводить разъяснения с гражданами согласен руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. "Сейчас страховщики остались один на один с этой проблемой. Я думаю, что без общественной поддержки решить ее практически невозможно. Необходимо пропагандировать, что поддельные полисы ОСАГО – зло, потому что сейчас люди готовы покупать поддельные полисы, не имея возможности приобретать настоящие (…)
Само мнение, которое сейчас у людей складывается, не предвещает ничего хорошего: согласно нашим опросам, люди не считают, что покупка поддельного полиса – это плохо", - сказал Канаев Interfax-Russia.ru. Он напомнил, что автостраховщики предлагали несколько вариантов борьбы с липовыми полисами (например, повышение штрафов и привлечение ГИБДД), но ни один из этих способов не смогли претворить в жизнь. Канаев уверен, что и замена бланков – не самая эффективная мера.
"Теперь страховщики пытаются хоть как-то решить этот вопрос при помощи замены полисов. Конечно, это решит проблему, но я думаю, на короткое время, а в дальнейшем все будет развиваться по старому сценарию", - сказал он. По мнению Канаева, всплеск популярности подделок начался в апреле 2015 года, когда произошло повышение стоимости полисов ОСАГО, и сейчас это "неподъемная сумма". "Если так пойдет и дальше, то в течение года количество поддельных полисов может достигнуть 50% и тогда система ОСАГО просто себя дискредитирует", - считает он.
Действительно, средняя цена полиса выросла за 10 месяцев 2015 года на 61% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составляет около 5,4 тыс. рублей, следует из статданных РСА. Для сравнения: в январе-октябре 2014 года средняя премия составляла 3,35 тыс. рублей. Председатель общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин уверен, что проблема поддельных полисов связана, в первую очередь, с очень высокими тарифами. "От того, что гражданам предложат новые полисы, фальшивок меньше не станет. Надо снижать тарифы, они завышены, и люди на это реагируют", - сказал эксперт Interfax-Russia.ru.
Елизавета Паршукова
Поделиться в соцсетях: