Итоги - А у нас все есть!
43 процента российских семей, по данным на конец 2011 года, не экономили при покупке одежды и обуви, сейчас же число таковых сократилось на 11 процентов. По результатам исследования холдинга "Ромир", за последние полгода уменьшилось также (с 24 до 18 процентов) количество семей, потративших значительные средства на медицинские услуги. Кроме того, россияне урезали свои траты на повседневные развлечения и планируют экономить в дальнейшем. Эксперты объясняют такую тенденцию предкризисными настроениями. Действительно, если про кризис говорят со всех сторон, надо к нему готовиться: воздержаться от обновок, отложить дорогостоящее протезирование зубов и не ходить через день в бильярдную. Однако есть нюансы, которые позволяют выделить другую тенденцию.
"Конечно, самое банальное объяснение результатов исследования - надвигающийся кризис. Этим виртуальным пугалом сегодня можно запросто объяснить вообще любую тенденцию рынка, - рассуждает Юний Давыдов, гендиректор агентства маркетинговых коммуникаций R&I GROUP. - Но я считаю, что снижение спроса на повседневные товары напрямую связано с повышением благосостояния. Просто многие насытились дешевыми шмотками и стали приобретать более дорогие, а значит, более качественные вещи, которые дольше служат. Следовательно, люди реже ходят в магазин за обновками".
Косвенно подтверждают это мнение и последние данные о среднемесячной зарплате в России, которая в годовом исчислении выросла на 16,3 процента и составила в июле 27 219 рублей. Скажем, если человек получает немногим больше 20 тысяч рублей, то на отдых за границей ему нужно копить больше года. Проще радовать себя каждый день дешевыми радостями. Если же зарплата выросла, то можно делать накопления и планировать более крупные покупки. В общем, экономия россиян - не повод для пессимизма, а надежда на более обеспеченное будущее. Тем более что, согласно опросу, мы не отказываем себе в покупке или ремонте автомобиля, не собираемся отменять отдых, а также планируем и впредь приобретать новейшую бытовую технику и мобильники. А многие подумывают вложиться и в недвижимость.
Виктория Юхова
Поделиться в соцсетях: