Известия - Автомобильные расходы

2013-12-13

Почему нужно платить за паркинг? 

По мере того, как в городах растет количество автомобилей, необходимость в регулировании правил парковки становится все более очевидной. При этом могут применяться различные подходы к управлению размещением автомобилей, и один из них - платная парковка Практически все крупные города испытывают сегодня кризис транспортных систем, когда автомобилистов становится больше, чем могли предположить архитекторы, планировавшие развитие инфраструктуры десятки лет назад. В некоторых мегаполисах уже реализованы масштабные инициативы по улучшению транспортной инфраструктуры, а в других - подобные работы только начинают производиться на должном уровне. Кстати, ко второй категории относится и один из самых крупных и населенных городов мира - Москва. 

В нашей столице долгое время ничего не предпринималось для улучшения транспортной ситуации, и сегодня общественности приходится решать те задачи, которые заявили о себе еще 5-10 лет назад. Автомобильная катастрофа По данным 2013 года в Москве проживает почти 12 миллионов человек. Для сравнения, в Лас-Вегасе, который вместе с ближайшими пригородами занимает практически такую же территорию, можно насчитать не более 700 тысяч жителей, но даже там в центральной части города наблюдаются затруднения движения, а парковка в непосредственной близости от популярных клубов и казино оказывается проблематичной. 

Ставший привычным в последние годы беспорядочный паркинг вдоль тротуаров, во дворах домов, на газонах, да и просто в соседней полосе с уже припаркованными автомобилями, показал очевидное: Москва не в состоянии предоставить место для всех желающих приехать в центр города на автомобиле. «Серия исследований показала, что около трети всех транспортных средств на главных улицах крупных городов находятся в поиске места для парковки, - говорит Дональд Шоуп, Американский специалист по городскому планированию и автор книги «Высокая цена бесплатной стоянки» («The High Cost of Free Parking»). - Если парковка бесплатная и все места заняты, автомобилисты вынуждены искать открытое пространство и это «искательство» во многом усложняет дорожную ситуацию». 

А полное отсутствие регулирования паркинга вынуждает водителей оставлять автомобиль «где придется», в результате неудачно припаркованные транспортные средства начали создавать аварийные ситуации, способствовать образованию пробок и мешать пешеходам. Говоря другими словами, город стал менее комфортным для жизни. Какие парковки нужны городу? Эксперты считают, что решение транспортной проблемы в современных мегаполисах должно быть комплексным. 

«С проблемой паркинга сталкиваются все города, достигающие уровня автомобилизации хотя бы в 250-300 автомобилей на 1000 жителей; в Москве, между тем, этот показатель уже превысил 400. В таких условиях любой город должен обеспечить ценовой баланс между поездкой на общественном транспорте и автомобиле, и если парковка бесплатна, то жителям зачастую не только удобнее доехать на личном авто, но и дешевле, - говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. - Надо четко понимать, что все московские заторы - это очередь за бесплатными завтраками. Город строит сложные и дорогие транспортные сооружения, ориентируясь, по сути дела, на этот фантомный спрос. 

По всему, поэтому необходимо вводить непопулярную, но необходимую меру оплаты парковочных мест. При этом парковка на улице должна быть значительно дороже, чем услуги подземного или крытого паркинга. Только так мы получим развитую инфраструктуру коммерческих парковок в столице». На самом деле обеспечение места для хранения одного автомобиля стоит любому городу значительных средств. Немалая сумма получается, если взять в расчет одну только стоимость квадратного метра земли в центре столицы. 

Помимо этого необходимо предоставить водителю возможность подъезда и выезда, ремонтировать дорожное покрытие. Поэтому в большинстве городов мира в том или ином виде реализованы платные парковки. Не важно, где вы оказались, в Лондоне или Париже, Токио или Нью-Йорке, припарковать автомобиль в час-пик без оплаты стоянки будет весьма проблематично. Конечно, в каждом конкретном мегаполисе применяются свои правила и принципы организации сбора средств с автомобилистов. Например, в Лондоне помимо паркинга нужно платить за сам въезд в центр города, а в Токио есть районы, где вообще нельзя оставлять машину на парковке более 40 минут, за которые, кстати, также придется заплатить. 

Париж отличается тем, что общая площадь платных парковок достаточно велика, и припарковать автомобиль бесплатно на несколько часов не удается даже в тех районах, которые россияне назвали бы спальными. В наше столице также недавно началась реализация инициативы под названием московское парковочное пространство. Как и следует ожидать, данная программа обладает целым рядом особенностей по сравнению с практикой других городов. 

Например, в Москве на данном этапе нет интервалов времени, когда паркинг оказывается бесплатным для всех, однако для жителей прилежащих домов имеется возможность оставлять один автомобиль на квартиру в ночное время и выходные без какой-либо оплаты, а также за символическую плату в остальное время суток. Хорошо или плохо? Согласно результатам опросов ВЦИОМ, новая парковочная политика, уже опробованная на Бульварном Кольце, оказалась весьма результативной. 

В частности, 46% горожан оценили ее как позитивную. При необходимости водители теперь могут найти парковочное место в любое время суток, комфортнее стали чувствовать себя пешеходы на тротуарах, не перегороженных автомобилями, уменьшилось количество пробок и ДТП, связанных с неправильной парковкой автотранспорта. Значит ли это, что платные парковки - это однозначно хорошо? Пожалуй, нет, ведь гораздо лучше сделать бесплатный паркинг для всех желающих. Но когда идеальное решение невозможно, стоит говорить скорее об эффективности и степени решения основных проблем города. 

В этом отношении практика внедрения платных парковок выглядит результативно, так как она позволяет сместить баланс в сторону общественного транспорта, а также сформировать цивилизованное поведение водителей на улицах города. Что дальше? Очевидно, одним только сооружением платных парковок в пределах Бульварного Кольца не решить существующие сегодня транспортные проблемы Москвы. 

Помимо этого необходимо создавать для людей дополнительные способы объезда центральных частей города, вводить новые виды транспорта, например речной флот и прокат велосипедов, а также повышать комфортность существующих маршрутных систем. Так, появляющиеся в Москве выделенные полосы для пассажирского транспорта создают дополнительные возможности для повышения скорости перемещения по городу. И сегодня это действительно важно: согласно опросу, проведенному «Ромир» в 2012 году, 49% московских автомобилистов готовы добровольно пересесть на общественный транспорт, если он позволит достигать нужной точки города быстрее автомобиля. 

При этом не исключено, что политика взимания платы за пользование оборудованными парковками будет меняться со временем и варьироваться для разных районов. Однако уже сегодня очевидно, что дальнейшее расширение московского парковочного пространства позволит внести новую лепту в разрешение транспортных проблем города, и вместе с другими инициативами позволит сделать Москву действительно комфортной для жизни, обеспечить комфорт для пешеходов и автолюбителей. 

Критерии успеха новых проектов просты: они должны соответствовать реальным потребностям горожан и, как отметил Дональд Шоуп: «Нужно брать минимальную плату за парковку, которая, тем не менее, смогла бы обеспечить одно или два свободных места в каждом парковочном блоке. Таким образом, у водителей всегда будет возможность припарковать свой автомобиль». 

Андрей Шуклин