Известия - Предприниматели просят оставить наружную рекламу без жестких стандартов

2015-07-21

Новый ГОСТ безопасности билбордов и перетяжек, по мнению Торгово-промышленной палаты, оставит вне закона 90% конструкций Торгово-промышленная палата (ТПП) России направила обращение первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой защитить рынок наружной рекламы от введения запрета на размещение отвлекающих водителей билбордов и перетяжек. Письмо, подписанное президентом ТПП Сергеем Катыриным, есть в распоряжении "Известий". 

Бизнес выступает против подготовленных правительством поправок в Перечень национальных стандартов и сводов правил, который делает обязательным для исполнения ГОСТ (Р 52044- 2003) с жесткими техническими требованиями к наружной рекламе. Согласно этому стандарту, рекламные щиты нельзя будет ставить в том числе непосредственно вблизи трасс, в радиусе 50 м от пешеходных переходов, в районе всех аварийно опасных участков дорог, на мостах и тоннелях, а также около остановок общественного транспорта. 

Как поясняют в ТПП, новому ГОСТу "не соответствует порядка 90% наружной рекламы, установленной в РФ". В палате уверены, что поправки в перечень стандартов "сделают невозможным дальнейшее осуществление хозяйственной деятельности по размещению наружной рекламы, что приведет к полному сворачиванию данного рынка услуг". 

Согласно ГОСТу, в целях безопасности дорожного движения в населенных пунктах нельзя устанавливать рекламные щиты в том числе на расстоянии менее 5 м от края дороги, на пешеходных переходах и перекрестках и в радиусе 50 м от них, на мостах и тоннелях, а также около этих сооружений (ближе 50 м), рядом с остановками общественного транспорта (ближе 25 м), на дорожных ограждениях, направляющих устройствах, деревьях и т.д. ТПП просит Шувалова "предотвратить принятие необоснованных ограничительных мер" и оказать содействие в исключении упоминания ужесточающего ГОСТа из текста проекта. 

По словам руководителя исследовательской компании в сфере наружной рекламы ЭСПАР Андрея Березкина, новые ужесточения могут "добить" рекламный рынок. По его словам, на сегодняшний день только в Москве насчитывается 10 тыс. рекламных конструкций, из которых 7 тыс. расположены на остановках Мосгортранса. - Этот рынок и так сокращается примерно на 1 млрд в год, - пояснил Березкин. - Объем рынка наружной рекламы в столице на 2014 год составил 15 млрд рублей, в этом году, как ожидается, будет 14 млрд рублей. 

В Санкт-Петербурге, по словам председателя комитета по рекламе городской ТПП Кирилла Опарина, объем рекламного рынка составляет 5 млрд рублей. При этом в организации "Деловая Россия", выступавшей одним из инициаторов введения ГОСТа, считают, что новая норма защитит автомобилистов. 

- Мы собираем информацию о том, сколько людей ежегодно погибает на дорогах в авариях, причины которых непосредственно связаны с рекламными конструкциями: к примеру, водитель отвлекся на яркую рекламу или врезался в щит, - рассказал председатель отраслевого отделения по рекламе "Деловой России" Илья Котов. 

- В таких ДТП в стране за прошлый год погибло и пострадало более 300 человек. По его словам, жесткие нормы по безопасности размещения наружной рекламы действуют во многих развитых странах. - Нельзя сказать, что в Лондоне, Париже или Берлине мало рекламы, но вы нигде не встретите нависающих конструкций над проезжей частью дороги или на границах развязок, - привел пример Котов. - В США тоже довольно много рекламы, но при этом очень жесткие нормы ее размещения. В то же время в странах третьего мира мы как раз встречаем те случаи, когда реклама расположена где и как угодно, то есть совсем как у нас. Поэтому сделать нормы ГОСТа обязательными просто необходимо. 

В пресс-службе Министерства строительства, принимавшего участие в подготовке проекта поправок в перечень национальных стандартов, рассказали, что документ также предписывает "наружке" и другие нормы. - В частности, указывается, что конструкции средств наружной рекламы следует проектировать и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий и что они должны соответствовать строительным нормам и правилам, - пояснили в ведомстве. В Минстрое добавили, что "мероприятия по актуализации указанных сводов правил планируется завершить в 2016 году". 

Между тем несколько лет назад исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел исследование, где проанализировал влияние наружной рекламы на водителей и возможность создания аварийных ситуаций на дорогах, которые могли быть спровоцированы рекламными объектами. Исследование проходило в Москве и других городах. По данным исследования, наружная реклама заняла 12-е место из 19 возможных, расположившись рядом с факторами, оказывающими наименьшее влияние на создание аварийной ситуации. По мнению опрошенных респондентов, ситуацию ДТП могут спровоцировать поведение пешехода, плохое качество дорожного покрытия, поведение других транспортных средств на дороге, а также собственное эмоциональное и физическое состояние. Лишь 7% опрошенных посчитали, что наружная реклама способна привести к возникновению аварий. 

Елена Чернышова