КоммерсантЪ - государства свое кино

30 Ноября 2012

Доля бюджетных средств в отрасли выросла почти до половины 

Российская киноиндустрия все больше зависит от государственных субсидий, свидетельствуют данные "Невафильм Research". У отечественных полнометражных фильмов, производство которых завершилось в первой половине 2012 года, на государственные средства пришлось 43% всех бюджетов, или 1,1 млрд из 2,5 млрд руб., тогда как еще в 2010 году эта доля не превышала 18%. При этом сборы примерно 39% российских картин не окупают даже расходов на тираж копий для кинопроката. 

Средняя доля государственных инвестиций в общем объеме денежных средств, затрачиваемых на производство российских фильмов, включая картины, снятые без господдержки, растет, говорится в докладе "Киноиндустрия Российской Федерации" компании "Невафильм Research", подготовленном для "Европейской аудиовизуальной обсерватории" (некоммерческая межправительственная организация, в которую входят 39 стран Европы). Так, по итогам первой половины 2012 года на господдержку пришлось 43% бюджетов полнометражных игровых фильмов, законченных за этот период (1,1 млрд из 2,5 млрд руб.), тогда как в 2010-м ее доля составляла лишь 18%, а в 2011-м -- 24%. 

С учетом короткометражного кино общая доля господдержки достигла 44% по сравнению с 19% в 2010-м и 24% в 2011 году. Увеличение доли бюджетных средств в кинопроизводстве связано в том числе с деятельностью Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). 

Фонд, ориентированный на поддержку прежде всего коммерческого кино, начал финансировать отрасль в 2010 году, распределив тогда 2,86 млрд руб., или 58% всей господдержки (остальное приходится на Минкультуры). В 2011 году доля фонда достигла 67%, или 3,2 млрд руб., в 2012-м -- 66%, или 3,9 млрд руб. Рост доли госфинансирования в кинобюджетах можно считать позитивным фактором, отмечает гендиректор "Невафильма" и президент объединения кинотеатральных сетей "Киноальянс" Олег Березин. 

"Это демонстрирует, что проблемы с уровнем господдержки кино, на которую раньше могли ссылаться продюсеры, сейчас по большому счету нет. При этом пока по-прежнему сохраняются вопросы к качеству многих отечественных фильмов, выходящих в прокат",-- говорит он. Так, около 39% всех российских релизов первого полугодия 2012 года (13 из 31) не окупили не только производственных бюджетов, но даже расходов на тираж кинокопий, собрав менее 74 тыс. руб. на каждый экран проката (как правило, 50% сборов получает кинотеатр, а еще 37 тыс. руб. в среднем стоит печать и доставка одной копии фильма). 

В 2011 году доля таких отечественных релизов составляла около 38% (25 из 65). Расходы на рекламные кампании российских фильмов также часто превышают их кассовые сборы. Так, по результатам анализа 51 российского релиза, вышедшего с 2007 года по середину 2012-го, выяснилось, что наиболее удачными в этом плане были 2010 и 2011 годы, когда рекламные расходы составляли в среднем от 39% до 82% итоговых кассовых сборов фильмов. У фильмов, вышедших в первом полугодии 2012 года (всего оценивались 12 релизов, среди которых "Сказка.Есть", "Багровый цвет снегопада", "Матч" и др.), расходы на рекламу в среднем превышали кассовые сборы в 2,3 раза. Ранее на совещании в правительстве 22 ноября 2012 года действующая система господдержки через Фонд кино была названа неэффективной: кинопродюсеры признали, что доля сборов российских фильмов и проектов кинокомпаний-лидеров в прокате по итогам 2012 года не достигнет заявленных показателей -- 18% и 13% соответственно. 

Согласно прогнозу Romir Movie Research, в 2012 году все российские фильмы заработают лишь 13,8%, а фильмы десяти основных получателей субсидий Фонда кино -- 7,5% от общей кассы в размере 40,5 млрд руб. Предложения по изменению формата работы Фонда кино планируется рассмотреть на очередном правительственном совещании 3 декабря. 

Павел Белавин


Поделиться в соцсетях: