Коммерсантъ - Нити поддержки
Как в разных странах развивают легкую промышленность
История успеха легкой промышленности в любой стране, заслужившей международное признание своим производством одежды и обуви, – это не в последнюю очередь рассказ о помощи, оказанной отрасли государством. Выработка аналогичных мер в России ведется с опорой на самые известные из таких историй, которые коротко представлены ниже с использованием материалов исследовательского холдинга «Ромир».
США
В центре американского подхода – регламентирование всего, что связано с торговой политикой, в первую очередь с импортом. Он подвергается строгому надзору. Для этого было увеличено количество квалифицированных специалистов по ввозу в страну тканей и одежды и расширен штат пограничников и таможенников, ответственных за импорт текстиля. Кроме того, создан публичный список компаний, намеренно нарушающих правила торговых соглашений, а их деятельность на территории США ограничена или запрещена.
Япония
Японский метод в некотором смысле противоположен американскому: здесь сосредоточились на продвижении своей продукции за рубежом. Этому служит проект Cool Japan, в рамках которого был создан Японский совет по вопросам моды, занятый разработкой «подлинно японских» товаров и демонстрацией их конкурентных преимуществ – современного дизайна, высокого качества, функциональности, экологичности и безопасности. Были проведены недели японской моды в Саудовской Аравии, Сингапуре, России и Индонезии. Для создания уникальных брендов используются субсидии и гранты, для выращивания новых поколений производителей – дизайнерская деревня «Тайто», где небольшие компании за очень низкую плату арендуют студии, перенимают мастерство местных ремесленников, участвуют в показах, семинарах и мастер-классах, а через два-три года освобождают место для следующего потока.
Китай
Китайский опыт похож на японский, но здесь меньше подчеркивается национальная специфика, делается акцент на крупное, массовое производство и используется больший набор инструментов. К ним относится, в частности, фонд, способствующий появлению и укреплению национальных брендов. Субсидируется маркетинговая деятельность компаний, располагающих магазинами с штатом не менее чем в 30 продавцов или интернет-магазинами с оборотом не менее чем в 100 миллионов юаней. Другой способ поддержки – налоговые льготы. С 2006 года из подоходного налога вычитаются расходы на рекламу одежды, не превышающие 8 % дохода от продаж; таким же образом учитываются затраты на исследования и развитие новых продуктов и технологий. Если расходы на НИОКР, переподготовку персонала или амортизацию научно-исследовательского оборудования превышают прошлогодние на 10 % или больше, налог сокращается еще на 50 %. Компании текстильной индустрии на пять лет освобождены от уплаты местного подоходного налога, а наиболее крупные из них (с доходом больше 20 миллионов юаней в год) – от налога на собственность и пользование городской землей в течение такого же времени. Предприятия депрессивных регионов, получившие положительную прибыль, два года не платят подоходного налога и еще три года платят только половину. Стимулируется перенос производственных мощностей в центральные и западные части страны. С помощью слияний, поглощений и банкротств уменьшается количество участников отрасли. Текстильные и швейные производства сосредотачиваются в семи индустриальных парках, получая деньги на перемещение и возможность бесплатной аренды земли. Наконец, Китай выступил организатором всемирной текстильной конференции, которая задумана как площадка для международного обмена опытом, обучения и поиска инвесторов.
Индия
Усилия правительства здесь направлены в первую очередь на технологическую модернизацию. Практикуется предоставление амортизационных субсидий на производственные помещения, мебель и оборудование. Амортизацию оборудования распределяют по трем категориям, оценивая в 25 %, 40 % или 100 % стоимости. Действуют льготы для новых предприятий, созданных в зонах свободной торговли: их прибыль пять лет не облагается налогом, если не менее 75 % продукции предназначено для экспорта. Создана Национальная корпорация малого предпринимательства, открывшая сеть сервис-центров и их филиалов по всей стране: тут дают технические консультации, обучают применению новых технологий, предоставляют производственные площади и инструменты. В ближайшие пять лет Индия планирует обучить 2 675 000 человек работе во всех подотраслях текстильной промышленности. Еще одно средство распространения технологических знаний – выставка Techtextil India, собирающая огромную аудиторию.
Вьетнам
Тут задействованы главным образом налоговое регулирование и государственные внешнеэкономические соглашения. Установлены льготные ставки корпоративного подоходного налога и налоговые каникулы для недавно созданных предприятий из «трудных» регионов и хайтек-парков. С 72 странами заключены двусторонние договоры о торговле, с 45 – об устранении двойного налогообложения. Ведутся переговоры об участии в Транстихоокеанском партнерстве, организуемом США, и о либерализации торговли с ЕС. Упрощены таможенные процедуры. Власти провинций и управления индустриальных парков предоставляют и местным, и иностранным предприятиям 50-процентную скидку при размещении рекламы в региональных СМИ (в газетах, на радио и телевидении). Создаются текстильные и швейные промышленные кластеры, где можно получить помощь в привлечении инвестиций и найме персонала, а также правовые консультации. Успешно ведется информационная кампания, склоняющая вьетнамцев к приобретению в первую очередь отечественных товаров.
Турция
В Турции ставка сделана на улучшение институциональных условий и повышение уровня профессионального образования. Государство и отраслевые организации совместно осуществляют программу Turquality, формируя на мировых рынках национальный зонтичный бренд текстильной продукции. Предусмотрены также гранты и субсидии для разработчиков собственных брендов и создателей розничных сетей. Основаны учреждения, занятые согласованием международных требований и национальных программ повышения квалификации. Проводятся Стамбульская неделя моды, помогающая турецким дизайнерам выйти на международный рынок, и Стамбульская конференция производителей модной одежды, служащая площадкой для коммуникации представителей мировых брендов; устраиваются выставки тканей и домашнего текстиля, привлекающие в отрасль иностранные деньги и компании.
Испания
Резкое падение темпов развития отрасли побудило испанское Министерство промышленности создать Комитет фэшн-индустрии и разработать программу «Инвестируй в Испанию». Комитет стал средством сбора и распространения информации о качестве и конкурентоспособности продукции сектора, местом, где эксперты обсуждают складывающееся положение, организуют проведение исследований и консультаций.
Беларусь
Здесь была применена комбинация законодательного регламентирования, субсидий, налоговых льгот, масштабного госзаказа и технологической модернизации. Главными мерами в области торговой политики стали запреты на использование импортного сырья для швейных производств и на ввоз секонд-хенда. С 1 марта 2008 года по 31 декабря 2012-го действовали освобождение от таможенных пошлин и отсрочка уплаты НДС для тех, кто ввозил в страну не производимое в ней оборудование. Были созданы свободные экономические зоны, предоставляющие нулевую ставку экспортной пошлины в течение первых пяти лет работы, освобождение от дорожного сбора и имущественного налога, право открывать банковские счета в иностранной и местной валютах, таможенные преференции и полное освобождение от пошлины на ввозимое сырье. Технологические парки и расположенные в них предприятия получили возможность десять лет работать в условиях каникул по подоходному налогу. Кредитные организации, выдавшие компаниям отрасли средства на технологическое обновление, стали получать 5-процентную компенсацию.
Поделиться в соцсетях: