КоммерсантЪ - Россияне продолжают ждать экономического развития

2015-11-05

"Ромир" опросил граждан о главных задачах государства 

Главные задачи государства, по мнению граждан, лежат вне политики, следует из опроса "Ромира". Оно должно, как и 12 лет назад, сосредоточиться на экономическом и социальном развитии. Сравниться с этими приоритетами может только усиление престижа России в мире, которое видят среди главных задач государства 21% респондентов. 

В сентябре 2015 года холдинг "Ромир" спросил граждан о том, какие должны быть "главные государственные задачи в России сегодня". Тройка самых популярных ответов, как и 12 лет назад, связана с социально-экономическими пожеланиями граждан, но доля выбравших такие варианты ответов уменьшилась значительно. В 2003 году одной из главных государственных задач развитие экономики называли 65% респондентов, сейчас -- 40%. "В 2003 году даже города еще не ощущали особые изменения в экономике, в тот момент проблема касалась еще многих",-- заявил "Ъ" глава "Ромира" Андрей Милехин. Отсутствие повышенной заботы об экономике на фоне кризиса он объясняет тем, что "для жителей малых городов и сельской местности кризис никогда не проходил, они в значительной степени адаптировались к условиям и изменений не чувствуют". 

Напомним, в начале ноября свою оценку социально-экономической напряженности в регионах России в первом полугодии представил Комитет гражданских инициатив. Его эксперты указали прежде всего на то, что при усилении кризиса "взрывоопасными" могут стать даже благополучные регионы из-за "недостаточно гибкого" управления (см. "Ъ" от 3 ноября). При этом опрос "Ромира" показывает три задачи, потребность в которых, судя по опросу, у граждан за 12 лет только выросла: это усиление престижа России в мире (с 12% до 21%), забота о старшем поколении (с 14% до 20%) и укрепление российской государственности (с 11% до 18%). Еще 8% требуют решить проблему миграции (было 2%). 

Граждане стали реже называть среди приоритетов борьбу с коррупцией, терроризмом, развитие демократии (10% вместо 13%), создание условий для рыночных реформ, развития бизнеса. "Это опрос населения, на которое оказывает влияние телевидение. Сейчас эти вопросы относятся к вопросам второго плана, а страна решает "глобальные задачи"",-- объясняет Андрей Милехин. Благодаря этому гражданам уже меньше нужно, к примеру, "восстановление военной мощи страны". Также "объективно исчезла" необходимость уменьшать влияние олигархов на власть, отмечает Андрей Милехин: "Сейчас это по-другому называется или по-другому выглядит". 

Максим Иванов