Коммерсантъ - В Москве стали чаще оформлять ДТП без гаишников
В Санкт-Петербурге и Самаре европротокол тоже становится популярнее
Как стало известно “Ъ”, количество аварий, оформленных в Москве страховщиками без справок из ГИБДД, выросло вдвое. В Санкт-Петербурге прирост составил 160%, в Самаре — 250%. Постепенно сокращается и количество отказов страховых компаний компенсировать ущерб при отсутствии справки. Однако общая доля ДТП, оформленных без инспекторов, пока «крайне низка», отмечают эксперты, поэтому уровень пробок, спровоцированных мелкими дорожными происшествиями, и не снижается.
В распоряжении “Ъ” оказались данные о том, как часто применяется европротокол для возмещения убытков после ДТП в пяти крупных российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и Владивостоке. Напомним, что европротокол — это способ оформления мелкой аварии без гаишника, позволяющий оперативно убрать машины с дороги и не провоцировать пробки. Российский союз автостраховщиков (РСА) накануне обнародовал общие данные по России, “Ъ” сообщал об этом 8 июля .
Всего по европротоколу за шесть месяцев 2015 года было оформлено 81 тыс. мелких ДТП (11,8% от всех аварий), что вдвое больше, чем годом ранее. Фактическая средняя выплата по европротоколу составила 15,8 тыс. руб. за первое полугодие и 18,5 тыс. руб.— в июне 2015 года. По данным РСА, которые есть в распоряжении “Ъ”, за шесть месяцев в Москве была урегулирована 3661 мелкая авария без ГИБДД, что на 110% больше, чем годом ранее.
В Санкт-Петербурге динамика хуже, но абсолютные цифры выше: европейским протоколом урегулировано 4418 убытков, что на 60% больше, чем в 2014 году. Во Владивостоке водители получили компенсации по европротоколу в 2618 случаях, что на 55% больше, чем годом ранее. Один из рекордсменов по росту — Самара: 588 урегулированных убытков против 234 за первые шесть месяцев 2014 года (прирост — 250%).
А вот в Новосибирске ситуация неоднозначная: в первом полугодии 2014 года европротоколом урегулировали 611 убытков, во втором полугодии — уже 850 (на 33% больше), но в 2015 году упрощенная схема снова стал терять популярность: урегулирован 601 убыток (–25%). Интерес также представляет соотношение между количеством обращений к страховщикам и числом фактически урегулированных убытков.
Как ранее писал “Ъ”, одна из проблем непопулярности европротокола — низкий уровень доверия страховым компаниям, которые часто отказывают водителям в выплате, ссылаясь на неверно оформленные документы или превышение лимита выплат (50 тыс. руб., для этого водитель на месте аварии должен прикинуть, в какую сумму обойдется ремонт). В Москве количество отказов за год сократилось с 8% до 7%, в Санкт-Петербурге — с 11% до 1%, в Самаре — с 8% до 1%.
Во Владивостоке и Новосибирске число отказов, наоборот, выросло — с 10% до 18% и с 3% до 6% соответственно. Собственные данные по популярности европротокола накануне предоставил холдинг «Ромир». В ходе соцопросов выяснилось, что чаще всего без ГИБДД оформляют аварии в Северо-Западном федеральном округе (12% опрошенных имеют такой опыт), в Москве (11%) и в Приволжском федеральном округе (10%). 61% респондентов, применявших европротокол, отметили, что оформление ДТП по такой схеме «заняло значительно меньше времени, чем обычно».
При этом среди тех, кто ни разу не оформлял аварию без гаишника, 15% заявили, что не уверены в способности правильно оформить документы (чаще всего сомнения выражали автомобилисты старше 60 лет). «Мне кажется, радоваться динамике роста преждевременно,— считает координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— В Москве ежедневно происходит порядка 1–1,5 тыс. мелких аварий, а в особо снежный или дождливый день — до 2 тыс. В итоге за полгода их число может достигать 200–250 тыс. Из них всего 3,6 тыс. ДТП было оформлено по европротоколу.
Это несущественная капля в море, которая абсолютно никак не влияет на дорожную обстановку. Тут не радоваться надо, а огорчаться». По его словам, низкая доля оформленных по европротоколу ДТП наблюдается и в других городах. Иван Буранов Почему городские камеры для разбора автоаварий не так пригодны, как хотелось Меры, принятые властями для развития упрощенного порядка оформления аварий (европротокол), фактически не сработали.
Как стало известно "Ъ", водители ни разу не попытались взыскать со страховщиков ущерб свыше 50 тыс. руб. в рамках европротокола, хотя такая возможность появилась еще в октябре 2014 года. Для страховщиков, в свою очередь, далеко не всегда полезной оказалась предоставленная мэрией Москвы возможность воспользоваться для разбора аварий записями 146 тыс. городских камер: как оказалось, видео получается низкого качества.
Оформлять ДТП научат в автошколах
Белый дом в апреле поручил Минобрнауки, МВД и Российскому союзу автостраховщиков дополнить программы обучения в автошколах новым курсом, во время которого граждан будут обучать оформлять документы для европротокола. Ранее страховщики с такой инициативой уже выходили, но Минобрнауки идею не поддержало.
Иван Буранов
Поделиться в соцсетях: