Коммерсантъ-Деньги - Каско и быль
Те, кто увлеченно следил за реформой "автогражданки", пропустили рост цен на Каско. С начала года цены на эти полисы взлетели на 20-40%, а в убыточных для страховщиков регионах — на все 100%. Осенью подорожает и ОСАГО, но тут есть нюанс: в результате одни автовладельцы смогут о каско забыть, а другие — покупать его на порядок дешевле.
В июле реформу "автогражданки" одобрил Совет федерации. Ряд поправок в закон "Об ОСАГО" вступит в силу уже через 10 дней после официальной публикации документа, и с 1 сентября цены на ОСАГО могут вырасти. Тарифы -- самый больной вопрос реформы "автогражданки", тем более что до сих пор непонятно, насколько она подорожает. Все остальное водители должны принять на ура.
С 1 октября выплаты по имущественному ущербу от ДТП увеличатся до 400 тыс. руб. c нынешних 120 тыс. С 1 апреля выплаты по ущербу здоровью и жизни составят 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего в ДТП вместо 160 тыс. руб. на всех. Максимальный износ деталей при расчете выплаты будет учитываться как 50%, а не 80%, как сегодня.
Кроме того, водителям, машины которых оборудованы спутниковой системой, будет проще оформлять ДТП без вызова ГИБДД (европротокол), потому что максимальные страховые выплаты вырастут здесь с 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области -- до 400 тыс. руб. Таким изменениям автовладельцы не могут не радоваться. Они и рады: более 52% водителей, опрошенных в рамках исследования холдинга "Ромир" в наиболее убыточных с точки зрения ОСАГО регионах РФ, высказались за проведение реформы. За увеличение объемов выплат по "автогражданке" тоже голосует большинство, причем это большинство понимает, что роста тарифов и стоимости полисов "автогражданки" не избежать.
Тем более что благодаря затянувшемуся публичному спору между правительством и страховщиками 82% опрошенных слышали о грядущем повышении тарифов в ОСАГО. Правда, каждый пятый (21%) готов вообще ОСАГО не покупать, но при этом, видимо, ездить. А каждый десятый согласен приобрести липовый полис ОСАГО (10%), чтобы страховщики окончательно перестали спать спокойно, потому что в результате реформы они станут отвечать за все липовые бланки с брендом своей компании так же, как если бы они были настоящими (если только страховщик заранее не заявит об их хищении). И еще 76% опрошенных автовладельцев заявили о необходимости введения льгот для малообеспеченных категорий граждан на рынке ОСАГО.
То есть ЦБ, которому еще предстоит установить новый тариф, нужно будет решить непростую задачку. Дело в каско "Страхование -- это не хлеб! Это не продукт первичного спроса",-- отвечает топ-менеджер крупной страховой компании на вопрос, почему бы страховщикам не повышать, а снижать цены, чтобы развивать страхование. Страховщиков, которые всем рынком сидят и ждут решения ЦБ по тарифам ОСАГО, можно понять.
Ведь никому не приходит в голову требовать введения бесплатных талонов на бензин для малообеспеченных граждан. А скидку в ОСАГО и так получишь, если ездишь без аварий. Можно обвинять страховщиков в паникерстве, но есть цифры, показывающие, как у них обстоят дела. В 2013 году рост всего рынка страхования заметно замедлился: 11,4% против 22% в 2012 году. А ряд крупных автостраховщиков зафиксировали драматическое сокращение чистой прибыли. В частности, у ВСК по сравнению с 2012 годом она снизилась на 43,7%, у "Ресо-Гарантии" -- на 62,15%, у "Ингосстраха" на -- 71,66%, а у "АльфаСтрахования" -- на 99,57%.
Параллельно дорожали полисы Каско. "Рынок был вынужден увеличить тариф по каско. Повышение составило 30-40%",-- рассказывает руководитель управления андеррайтинга компании "АльфаСтрахование" Илья Григорьев. "Напрямую убыточность по ОСАГО не оказывает влияния на тарифы по каско, если только не строить модель развития бизнеса, связанную с кроссом одного вида за счет другого",-- поясняет директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие" Дмитрий Кузнецов.
"Заметным влияние ОСАГО на каско станет только, когда проникновение каско увеличится с нынешних 10-12% автомобилей хотя бы до 50-60%,-- говорит гендиректор ОАО "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров.-- В последнее же время наблюдалось сразу несколько факторов, влияющих на убыточность каско,-- это удорожание автомобилей и, соответственно, запасных частей и рост стоимости ремонтных работ". Причем изменения в валютном курсе в первой половине года, по словам Ильи Григорьева, повлияли на тарифы каско не столь уж значительно -- в отличие от автоюристов, которые, "сняв сливки в ОСАГО, переключились на каско"; их успехи в судах вынуждают страховщиков задирать тариф куда сильнее.
"Страховщики вынуждены производить выплаты даже за те опции, которые страхователь не покупал в рамках своего договора страхования",-- рассказывает Дмитрий Маркаров. "Например, мы вынуждены платить по угонам автомобилей без предоставления комплектов ключей, оригиналов документов. Мы платим за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируем утрату товарной стоимости и т. п.",-- перечисляет Григорьев. По его словам, количество угонов по некоторым маркам автомобилей увеличилось в несколько раз: "Например, примерно в 10 раз чаще стали угонять модели Land Rover. Конечно, это повысило цену страховки для этой достаточно популярной сейчас марки".
К тому же из-за экономических неурядиц народ валом повалил к страховщикам, чтобы заявлять случаи, на которые раньше не обращали внимания, вроде мелких царапин. В результате цены на каско выросли для всех, в том числе для безупречных водителей. Для владельцев кредитных авто, которые и составляют значительную часть покупателей каско, это особенно неприятная новость -- приобретать полисы их обязывают банки.
В то время как, по оценкам гендиректора "БИН Страхование" Михаила Манчурака, "доля кредитных ТС на рынке каско составляет примерно 60%". Всеобщая оптимизация "Надо отдать должное эффективности менеджеров страховых компаний. Они очень жестко продавливают автодилеров, чтобы те увеличивали скидки на запчасти и снижали стоимость нормо-часов",-- отмечает вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Моженков. Он напоминает, что, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковушек в России сократились в июне на 17,3%, а по итогам года падение может составить 12%. Что касается роста цен на автомобили, то, по его словам, не все так однозначно.
"Цены на "ВАЗы" действительно выросли, а вот средняя стоимость Audi снижается третий год подряд. Mercedes, да, подорожали, зато средняя стоимость Porsche, напротив, уменьшилась",-- рассказывает Владимир Моженков, который полагает, что страховые компании пытаются компенсировать свои потери в прибыли как за счет потребителей, так и за счет продавцов машин. Желание вполне справедливое. Другое дело, что автовладельцам, наоборот, очень хочется оптимизировать свои расходы за счет страховых компаний. И в самом ближайшем будущем и у тех и у других появится шанс, так сказать, найти компромисс.
"Реформа ОСАГО (увеличение лимитов и страховых премий) напрямую повлияет не на стоимость каско, а на количество заключаемых договоров каско. В первую очередь их станет меньше в сегменте бюджетных авто. Водители--владельцы ТС стоимостью менее 400 тыс. руб., скорее всего, вообще перестанут покупать каско, поскольку в случае ДТП не по их вине ущерб будет полностью возмещен по полису ОСАГО", -- рассказывает Михаил Манчурак. Кроме того, по его мнению, рост лимитов в ОСАГО может заставить задуматься об отказе от каско и безаварийных владельцев машин в сегменте от 500 тыс. до 1 млн руб.
"Вырастет доля страховых продуктов каско с франшизой в размере лимитов по ОСАГО, стоимость которых существенно ниже стоимости полного каско",-- прогнозирует Михаил Манчурак. То есть идея в том, чтобы ущерб до 400 тыс. руб. покрывался за счет ОСАГО, в таком случае эта франшиза по каско позволит увеличить выплаты по страховке в несколько раз. По словам Манчурака, такой полис для относительно дорогой машины может стоить 5-10 тыс. руб., или в 10 раз меньше полного каско. Страховка с франшизой является абсолютной нормой в западных странах, напоминает Илья Григорьев. Он тоже предсказывает широкое распространение страхования с франшизой, а также продуктов, которые покрывают определенный набор рисков, например угон или уничтожение.
"Так как "полный" продукт будет стоить довольно дорого, автовладельцы будут оптимизировать расходы на страхование,-- уверен Илья Григорьев.-- Мы уже видим рост спроса на продукт, который в нашей компании называется "50х50+",-- покрывающий определенный набор опций". Впрочем, окончательно цивилизованным страховой рынок станет, когда страховщики создадут единую базу страховых историй. Согласно поправкам в закон "Об ОСАГО", такую информационную систему должны сделать к 1 января 2015 года. Тогда страховые компании смогут считать тариф каско не как "среднюю температуру по больнице" для 40-летних мужчин в Южном федеральном округе, а выставлять индивидуальный тариф, в зависимости от того, как хорошо и как много ездит клиент. И кстати, подобные продукты на рынке уже есть. К примеру, страховая группа "Уралсиб" запустила продукт "Точное каско".
"Его особенность -- использование телематического устройства (система мониторинга.-- "Деньги")",-- рассказывает руководитель департамента по страхованию имущества и автострахованию СГ "Уралсиб" Мария Барсова. Для сбора статистики страховщики бесплатно выдают клиенту устройство и подключают его к автомобилю на три месяца. И по таким параметрам, как пробег, количество опасных маневров, время поездки, превышение скорости рассчитывают рейтинг безопасности конкретного водителя. "Это позволяет аккуратным водителям получать скидки до 50% на второй платеж по каско, а нам -- держать убыточность под контролем",-- рассказывает Мария Барсова. Кстати, первая статистика у страховщиков уже есть.
"К сожалению, пока наши водители не самые аккуратные, поэтому средний размер скидки -- всего 17%",-- добавляет она. Кстати, то, что спор по тарифам ОСАГО затянулся, похоже, к лучшему. Пока нет единой базы страховых историй, говорить о достаточности или недостаточности тарифов не совсем корректно. Но, в конце концов, это и в интересах автовладельцев, чтобы сами страховщики пережили реформу "автогражданки". Потому что более 90% респондентов в исследовании "Ромира" полагают, что ОСАГО необходимо сохранить.
ВЕРА БРЫНДИНА, МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА
Поделиться в соцсетях: