Коммерсантъ-FM - БАДы завоевывают сердца и кошельки россиян

2016-02-29


«Вы вряд ли избавитесь от чего-то, кроме собственных денег» 

Россияне стали чаще пить витамины и биологически активные добавки. Им доверяет каждый второй житель страны. По данным исследовательского холдинга «Ромир», 45% россиян приминают БАДы, чтобы укрепить иммунитет, справиться со стрессом или набрать мышечную массу. Самый быстрорастущий сегмент — добавки для похудения. Статистика показывает, что популярность БАДов за последние три года выросла на 13%. 

Медики уверены, что причина такого интереса потребителей — не в лечебной силе препаратов, а в красочной рекламе. Подробности — у Светланы Беловой. Россияне верят в то, что БАДы избавят их от болезней, сделают красивыми, бодрыми и стройными. Похудеть с помощью порошков и капсул пытаются 2% россиян. Для сравнения: три года назад БАДы для коррекции веса принимали только 0,6% опрошенных компанией «Ромир». 7% респондентов хотят улучшить обмен веществ, каждый третий надеется укрепить иммунитет, а больше всего поклонников биологически активных добавок — 41% — рассчитывают восполнить нехватку витаминов и микроэлементов. И это действительно самый простой способ привести организм в порядок, а главное — безопасный. 

Ведь БАДы делают те же специалисты, которые готовят и серьезные лекарства, заверил исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение производителей биологически активных добавок к пище» Леонид Марьяновский. «Использование биологически активных добавок к пище — это самый простой способ восполнить дефицит минералов и витаминов, которые должны поступать в организм человека с пищей. Порядка 70% продукции — это продукция российских производителей. Очень многие занимаются производством как лекарств, так и БАДов — это такие компании как "Эвалар", "Фолиант", "Валетек"», — объяснил Марьяновский. 

Сейчас на контроле у Роспотребнадзора стоят 48 тыс. предприятий, которые выпускают биологически активные добавки. В прошлом году проводились масштабные проверки — 42 партии продукции были забракованы. В препаратах обнаружили запрещенные вещества. Но даже если несанкционированных ингредиентов нет, то пользы в таких пилюлях тоже не найти, уверен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Он предлагает вовсе прикрыть этот сегмент рынка. 

«Зарегистрировать БАД может любой предприниматель, главное, чтобы его продукция была безвредна. То есть, употребив какие-нибудь сушеные корешки моркови, вы, конечно, не отравитесь, но вряд ли избавитесь от чего-либо, кроме собственных денег. Я не вижу смысла оставлять этот рынок, потому что, очевидно, он не нужен потребителю, и с точки зрения эффектов для здоровья здесь скорее негативные эффекты», — пояснил Янин. 

80% добавок на полках российских аптек содержат запрещенные вещества. И чаще всего нарушения находят в сегменте БАДов для мужчин. В прошлом году, например, в «Тонгкат али платинум», «Аликапсе», «Сеалекс форте» обнаружили тадалафил. Это вещество, которое входит в состав лекарств, отпускаемых строго по рецепту. В БАДы его добавлять нельзя. Передозировка может привести к летальному исходу. 

Добавки для интимной силы принимают около 4 млн мужчин в России, суммарный доход от продаж в 2014 году оценивался в 10 млрд руб. Запрещать продажу опасных добавок Роспотребнадзор не решается — специалисты боятся, что сегмент уйдет в подпольную торговлю. Производители БАДов очень цепко держатся за свой кусок рынка. В кризис они даже пожертвовали своей маржой, чтобы сохранить покупателя, отметила генеральный директор группы MedInform Healthcare Communications Елена Стрелецкая. 

«Популярность БАДов определена прежде всего тем, что цена на них не сильно увеличилась за прошедшие год-полтора, в отличие от большинства лекарственных средств. То есть БАДы заменяют часть витаминов, имеющих статус лекарственных, БАДы принимают как сопутствующие препараты после лечения антибиотиками и прочим. То есть ими реально заменяют, потому что они дешевле», — подчеркнула Стрелецкая. 

Врачи жалуются, но то, что пациенты предпочитают лечиться телевизором, то есть доверяют рекламным роликам больше, чем своему терапевту. Медики и фармацевты, кстати, не имеют права рекомендовать больным биологически активные добавки, то есть единственный канал продвижения — это реклама. Профессиональное сообщество уже несколько лет просит запретить рекламу БАДов. Однако до сих пор сегмент только процветает. Десять лет назад оборот рынка витаминов и БАДов в России составлял 20 млрд руб., пять лет назад — 42 млрд, по прогнозам на этот год, оборот приблизится к 55 млрд руб. — данные Euromonitor International.