Коммерсантъ FM - Как бизнес реагирует на снижение покупательной способности

2017-08-26

Главным развлечением россиян становится усиленная экономия — больше половины граждан за последние полгода не ходили ни в рестораны, ни в театры, ни в салоны красоты, то есть не посетили ни одного развлекательного заведения или мероприятия, гласят данные исследовательского холдинга «Ромир».

Кому удалось сохранить клиентов, и можно ли заработать на нежелании людей тратить деньги?

«Коммерсантъ FM» провел свой опрос и выяснил, что некоторые игроки сумели если не удержать, то, по крайней мере, перераспределить аудиторию.

Ресторатор Аркадий Новиков: «Стало меньше посетителей в дорогих ресторанах, и мы переквалифицировались на средний сегмент, где чек составляет 1,5-2 тыс. руб. Но покупательная способность, в принципе, есть, несмотря на то, что все поменялось — настроение, экономика, количество денег в кармане. Например, больше нет моды бросать деньги на ветер, это нестильно, неэтично и неправильно. Если раньше люди кутили и покупали самое дорогое шампанское, то сейчас выбирают просто хорошее вино и умеют им насладиться».

Директор салонов красоты Paul Mitchell Марина Сафиуллина: «Посетителей стало меньше, и это при том, что наши клиенты, как правило, не готовы на себе экономить. А кризис 2008-2009 годов на нас не сказался, у нас даже, наоборот, тогда увеличилось количество клиентов».

Старший куратор музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева: «Статистика «Ромира» меня несколько удивляет, потому что все громкие события случились как раз в отчетный период — это выставка и Серова, и Айвазовского, и прочие, и люди стояли в огромных очередях, чтобы попасть на них. И такой огромный ажиотаж вокруг этих культурных событий побуждает меня не верить в эти цифры. Кроме того, посещаемость нашего нового здания за два года выросла почти на 100%, у нас увеличились и штат, и количество программ, что говорит о том, что у посетителей есть запрос на такой вид досуга».

Аналогичный опрос социологи проводили еще в 2014 году, в начале кризиса. Тогда от развлечений были готовы отказаться 45% опрошенных. Теперь их уже более половины, 51%. За прошедшие три года клиентов потеряли практически все виды развлекательных заведений. Рестораны, музеи, театры и концерты современной музыки недосчитались по 5% посетителей. Чуть меньше потери у салонов красоты и ночных клубов. На фоне попыток россиян придержать деньги рост показали только кинотеатры и фаст-фуд — традиционно бюджетные варианты отдыха. Но средний чек даже у них упал почти в полтора раза.

Сейчас люди уже устали экономить, зато становятся более придирчивыми в своем выборе, говорит президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова: «Кино всегда было самым доступным видом развлечения и таковым остается. После кризиса на рынке, конечно, был момент стагнации. Сейчас же намечается очень хороший тренд — рост посещаемости и среднего чека. Люди устали экономить, и торговые центры, особенно рассчитанные на более обеспеченную публику, работают «в плюс». Какие-то локации мы переориентировали для того, чтобы сделать их более доступными для широкой аудитории. Можно говорить о том, что люди стали более осознанно подходить к выбору».

Стабильность в финансовом вопросе и в верности посетителей за последние годы показали только концерты классической музыки, опера и балет. Но у таких видов отдыха всегда была ограниченная аудитория, большая же часть россиян делает ставку на другие виды развлечений, отмечает директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов: «Самый лучший отдых и развлечение для большинства — это телевизор и гости, свадьбы, дни рождения, иногда поминки. Меньшая часть населения, порядка 10%, ходит в рестораны, причем часто с коллегами во время обеденного перерыва. Что касается семейного отдыха, то это в основном поход с детьми и без в кинотеатры. Для избранных — это SPA-салоны. А походы в театр предпочитает уж совсем меньшинство, потому что непонятно, зачем туда идти уставшему трудовому человеку и платить за это большие деньги. Кроме того, если раньше россияне гонялись за брендами и проводили время в модных местах, то сейчас они предпочитают сходить туда, где им просто понравилось».

Дороже всего этим летом для россиян обошлись спортивные мероприятия — средний чек за такой вид отдыха составил около 2,5 тыс. руб., подсчитал сервис «Яндекс. Деньги». В июле 2017 года Росстат зафиксировал рост реальных зарплат и оборота розничной торговли и продуктами питания, и непродовольственных товаров. Это дает бизнес-аналитикам полагать, что вскоре россияне постепенно откажутся россиян от сберегательного потребления.

Маргарита Полянская