Компания - Ощущение кризиса

2016-03-21


Россияне свыкаются с трудностями и вырабатывают новые правила жизни экономической ситуации в стране мнения респондентов разделились на близкие по величине доли: 53% назвали ситуацию в стране кризисом, а 39% видели лишь некоторые экономические проблемы*. Сегодня большинство опрошенных (71%) уверены, что страна все же погрузилась в кризис. 

С мыслью о некоторых проблемах экономического характера пребывают 23% респондентов. При этом почти неизменной осталась доля россиян, которые не заметили никаких экономических проблем в стране, - 2% против 3% в прошлом году. Проявлениями кризиса лично для себя респонденты, как и год назад, в первую очередь называют рост цен и высокую инфляцию, обесценивание рубля. По сравнению с ситуацией годичной давности россияне сегодня больше обеспокоены сокращением зарплат, но теперь их значительно меньше волнуют напряженная международная ситуация и давление на Россию со стороны западных стран. 

Чтобы противостоять кризису, соотечественники по-прежнему готовы экономить. Однако в этом году больше респондентов заявили о сокращении расходов на еду (27%) и меньше - об отказе от отдыха, развлечений и дорогостоящих товаров. Как и в прошлом году, чаще о наличии кризиса в стране говорили представители старших возрастных групп (от 45 лет). Однако, в отличие от прошлого замера, когда на кризисе в большей степени акцентировались состоятельные россияне, сегодня на него все чаще обращают внимание люди со средним и низким доходом. Кризисом нынешнюю ситуацию назвали лишь 56% респондентов с высоким доходом, а 35% представителей этой группы склоняются к идее о некоторых экономических трудностях. 

79% россиян воспринимают кризис через рост цен и высокую инфляцию. 52% участников опроса назвали признаком кризиса девальвацию рубля. Более трети россиян (35%) видят проявление кризиса в сокращении зарплат. И этот показатель вырос на треть по сравнению с прошлым годом. Еще треть респондентов (34%) упомянула о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы. 

Однако, несмотря на сокращения зарплат и персонала, число испытывающих трудности с выплатой кредитов за год не изменилось и осталось на уровне почти одной пятой части населения (19%). Первым антикризисным правилом россиян стало перераспределение семейного бюджета в пользу еды и самого необходимого (39% ). О сокращении расходов на отдых и развлечения заявили 28% респондентов. Доля тех, кто отказался или планирует отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, составляет 22%.

 - По материалам исследовательского холдинга "Ромир"