Компания. Своих не бросят

2012-05-14

В апреле, после почти года обсуждений и доработок, Госдума в третьем чтении приняла поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ".

Напомним, что в мае прошлого года принятый в первом чтении вариант изменений породил неоднозначную реакцию у представителей турбизнеса: споры вызвала норма, обязывавшая турагентства действовать исключительно от имени и по поручению туроператора. Эксперты рынка предполагали, что эта норма может способствовать росту коррупции среди недобросовестных чиновников. В ходе обсуждений было решено отказаться от такого способа работы. В конечном итоге, согласно принятым поправкам, турагентства могут действовать от своего имени, однако при реализации турпродукта в договоре требуется указать туроператора, сформировавшего туристский продукт, и его контактную информацию.

Не вошла в финальную версию закона и инициатива создания саморегулирующихся организаций, в которые должны были бы вступить игроки рынка. Вместо этого было решено туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, объединить в организацию, при которой будет создан компенсационный фонд, куда все члены объединения станут ежегодно вносить часть своих прибылей. Средства фонда будут расходоваться для помощи туристам, попавшим в затруднительное положение на отдыхе, например в случае банкротства туроператора. Туроператоры будут отчислять в фонд 0,1% от годовой выручки, но не менее 100 000 руб. и еще 0,05% на содержание аппарата. Контролировать деятельность фонда будет правительство РФ.

Размер финансового обеспечения для туроператоров с годовой выручкой до 250 млн руб. по новому законодательству должен составить 30 млн руб., а с годовой выручкой свыше 250 млн руб. - 12% от их выручки, но не менее 30 млн руб. До сих пор у экспертов нет полного понимания, каким образом будут распределяться деньги из фонда и скажется ли его работа на стоимости путевок. Кроме того, существуют опасения, что деятельностью фонда смогут воспользоваться недобросовестные туроператоры, которые перестанут платить зарубежным контрагентам, перекладывая свою финансовую ответственность на коллег по бизнесу, формирующих фонд. С момента вступления закона в силу у туроператоров будет всего 60 суток на то, чтобы вычислить новую сумму финансового обеспечения, договориться со страховой компанией о тарифе страхования, внести положенную страховщику страховую премию и подать новые сведения в реестр туроператоров. Туроператоры, не успевшие пройти необходимые процедуры в этот срок, будут вынуждены покинуть рынок.

Не смогут остаться на рынке и те компании, которые исключат из объединения. По новым нормам, в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение туркомпаниями порядка предоставления сведений в федеральный реестр туроператоров, порядка определения размера финобеспечения, а также за нарушение требований, предъявляемых к деятельности объединения туроператоров.

Изменения коснулись и взаимодействия туроператоров с налоговой службой и страховщиками. Что касается первых, то, согласно изменениям в Налоговом кодексе, от НДФЛ освобождаются выплаты туристам при предоставлении им экстренной помощи. Средства компенсационного фонда, полученные объединением туроператоров, не будут облагаться налогом на прибыль. К расходам, учитываемым в целях расчета налога на прибыль, не будут причисляться расходы, понесенные объединением туроператоров при оказании экстренной помощи туристам. Страховые же компании по новому закону получили право предъявления регрессного требования к туроператору в размере выплаченного возмещения, когда страховой случай наступил вследствие умышленных действий туроператора. Регрессное требование может быть предъявлено и учредителям должника, его руководителю, членам органов управления туроператора, если неисполнение туроператором обязательств по договору было вызвано умышленными действиями указанных лиц.

До принятия поправок размер финансовых гарантий для туроператоров составлял 30, 60 и 100 млн руб. при годовом обороте до 100, до 300 и свыше 300 млн руб. соответственно. И как показал печальный пример обанкротившейся в январе компании "Ланта-тур вояж", 100 млн руб. недостаточно для покрытия неустоек клиентам. По расчетам Всероссийского союза страховщиков, получается, что фингарантии увеличатся только для компаний с оборотом больше 900 млн руб., а их в России около десятка. Кроме того, по мнению ряда экспертов, в законе можно найти лазейки, с помощью которых недобросовестные турфирмы смогут продолжить свою работу на туристическом рынке без гарантий безопасности для своих клиентов.

Елена Лысенкова, директор Hospitality In.Comm: "Принятие поправок к закону "Об основах туристской деятельности в РФ" только усилит существующий тренд укрупнения туроператоров. Маленькие игроки будут уходить с рынка. Безусловно, нововведения скажутся на туристах. Можно предположить, что стоимость путевок вырастет на 10-12%, но вряд ли сократится количество выезжающих за рубеж. Та аудитория, которая ориентируется при выборе тура по большей части на цену, просто снизит свои требования, купив вместо четырехзвездочного трехзвездочный отель".

Дмитрий Давыденко, эксперт общественной палаты: "Если по отдельности продавать билеты на самолет, бронь на гостиницу, то это уже не является турпродуктом, а значит, компания, предоставляющая эти услуги, не будет обязана платить взносы. Еще вариант: обороты крупных туроператоров таковы, что взносы в фонд могут составлять несколько миллионов долларов. Но если перерегистрировать юридическое лицо, то получится компания с нулевой историей. И по закону в течение двух лет ее взносы в фонд будут составлять 100 000 руб.".

Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России: "Для большинства компаний фингарантии в итоге уменьшились! Считайте: турфирма с оборотом 350 млн руб. раньше должна была иметь страховку на 100 млн руб. Теперь - всего на 42 (те самые 12% от оборота). Нелепица! При этом крупнейшие туроператоры могут остаться вообще без фингарантий! Отклонили поправку, что дает право страховщикам предъявлять иски в случае мошенничества - преднамеренного банкротства туроператора. Без этого наши страховые компании не могут перестраховываться за рубежом".

Ксения Рекшинская, генеральный директор ОАО "Национальные Агентства и Туристические Операторы": "На выходе мы будем иметь примерно следующее: у легальных туроператоров более дорогой продукт, теневики - существенно дешевле. Что будет выбирать потребитель - ответ очевиден. Таким образом, никакой реальной защиты потребителя не будет. В общем, очередной "отжим" денег у тех, кто еще пытается у нас честно работать. Страховать надо каждую путевку и выдавать этот полис как обязательный документ при покупке тура".

Статистика туризма В 2011 г. основным источником информации об отдыхе для российских туристов являются родственники, друзья и знакомые (68%) Две трети (66%) изучают информацию в Интернете. При этом женщин, обращающихся в поисках рекомендаций к интернет-источникам, больше, чем мужчин (70 и 62% соответственно) Из средств массовой информации черпают полезную информацию об отдыхе четверть (26%) россиян Практически столько же (24%) консультируются сразу в нескольких турагентствах.

Источник: Ромир

http://ko.ru/articles/24048