Комсомольская правда - «Автогражданка» в убытках

17 Декабря 2013

Эксперты говорят, что тарифы ОСАГО необходимо поднимать на 40% 

Система обязательного автострахования может обрушиться уже в 2014 году. Обсуждаемые в Госдуме поправки в закон об "автогражданке" предусматривают увеличение выплат. Эксперты говорят, что если при этом не поднять тарифы, то страховые компании будут работать в убыток. 

НА ГРАНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

Но обо всем по порядку. Сейчас в Госдуме дожидаются второго чтения поправки в закон об ОСАГО. Если депутаты примут документ без изменений, то лимит выплат по материальному ущербу вырастет до 400 тысяч рублей (сейчас он составляет 120 тысяч при одном пострадавшем или 160 тысяч при нескольких), а выплаты по ущербу жизни и здоровью до 500 тысяч (с нынешних 160 тысяч рублей). Изменится и система расчета: ущерб здоровью будет выплачиваться не как сейчас, по подтвержденным документами расходам, которые не предусмотрены обязательным медстрахованием, а в соответствии с определенной шкалой. 

Но эксперты считают, что если при этом не будет скорректирован тариф, система автогражданской ответственности будет уничтожена. И тогда о цивилизованном решении конфликтов на дорогах можно будет забыть - вернуться "разборки" на дорогах как в лихие 90-е. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", уже сейчас страховые компании балансируют на грани рентабельности. В 2013 году комбинированная убыточность "автогражданки" превысила 95%. 

Проще говоря, из каждых заплаченных автовладельцами за страховку 100 рублей 95 страховая компания составляют компенсации жертвам аварий, отчисления в компенсационный фонд, налоги и судебные издержки. Это связано с резким увеличением роста выплат по "автогражданке". Машины и запчасти дорожают, поднимается стоимость нормо-часа мастеров, растет автопарк... Только за 2013 год размер средней выплаты поднялся с 25 тысяч до 31 тысячи рублей. И если доля ОСАГО в портфеле страховщика занимает 33% - а таких компаний на рынке много - то коэффициент убыточности достигает 100%. 

УНИЧТОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ

ОСАГО - не только социальный проект, но и бизнес для страховых компаний. А бизнес должен быть рентабельным, - напоминает заместитель генерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. - Даже если повысить тариф на 50%, убыточность-нетто все равно будет составлять не менее 70%. Так или иначе, тарифы могут и должны корректироваться - это общепринятая мировая практика для ОСАГО. Вне зависимости от корректировки, тарифы должны индексироваться на инфляцию. Помимо тарифов по некоторым регионам необходимо менять и поправочные коэффициенты. 

Эксперт полагает, что если сохранить тарифы и выплаты на нынешнем уровне, то комбинированная убыточность ОСАГО в 2014 году достигнет 100%, а если поправки будут приняты, то она приблизится к 120%. - Фактически это будет означать уничтожение российской системы обязательного автострахования, - считает Самиев. По его мнению, чтобы вернуть показатели убыточности на безопасный для рынка уровень, тарифы необходимо повысить минимум на 40%. Власти, судя по комментарию "КП" в Службе Банка России по финансовым рынкам, готовы к корректировке тарифов. Чтобы защитить автовладельцев - систему надо менять 

ОФИЦИАЛЬНО 

Негативные последствия учтут - Базовые ставки тарифов по ОСАГО остаются неизменными уже 10 лет, необходимость их корректировки назрела, - пояснили "КП" в Службе Банка России по финансовым рынкам. - Банк России предполагает привлечь независимых экспертов для оценки расчетов, представленных РСА (Российский союз автостраховщиков - "КП"), с тем, чтобы до 1 июля 2014 года принять решение о корректировке тарифов. До проведения Банком России оценки расчетов РСА сложно судить о том, как и насколько должны быть изменены тарифы по ОСАГО. В любом случае, Банк России при разработке соответствующего документа будет учитывать все возможные негативные последствия и направит все усилия для их минимизации. При этом также будет учтен опыт применения тарифного коридора в иных видах обязательного страхования (ответственности перевозчиков и владельцев опасных объектов). По данным исследовательского холдинга РОМИР. 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 

Владимир СОКОЛОВ, председатель движения "Союз пешеходов": "Стимул ездить аккуратно" Полис ОСАГО должен быть не только пропуском на дорогу, он должен стимулировать водителей ездить аккуратно. Увы, среди злостно нарушающих ПДД - много "рецидивистов". И такие "рецидивисты", безусловно, за ОСАГО должны платить намного больше дисциплинированных водителей. Статистика смертности пешеходов на дорогах в России - ужасает. На наших дорогах гибнет около 30 тысяч человек в год, примерно третья часть из которых - пешеходы. Опыт показывает, что мотивация рублем - самая действенная в отношении наших водителей. Ездишь безалаберно? Переплачивай в разы! А если говорить об увеличении тарифа в целом, то в перспективе - это и возможность увеличения размера выплат пострадавшим. 

Если эти деньги пойдут на выплаты за вред здоровью, ОСАГО будет не просто страховым продуктом, это будет гарантией того, что больше людей сможет возвращаться к полноценной жизни. Очевидно, что за ростом стоимости полиса ОСАГО должен последовать и рост выплат со стороны страховщиков - в том числе по ущербу для жизни и здоровья. Страховой коэффициенты необходимо привязать не только к аварийности или безаварийности езды, но и к соблюдению правил дорожного движения. Для этого необходимо базы данных страховщиков синхронизировать с базами данных ГИБДД по нарушению правил движения и выписанным штрафам.


Поделиться в соцсетях: