Комсомольская правда - Россияне стали экономить на всем

21 Января 2014

Аналитики рассуждают, почему мы стали меньше тратить 

Граждане стали экономить на повседневных расходах. Об этом свидетельствует исследование компании "Ромир". Конечно, о затягивании поясов, как это было во время последнего кризиса, речи пока не идет. Но тенденция, мягко скажем, неприятная. Что же заставило россиян снизить расходы? На чем экономят граждане? Об истоках и последствиях такого поведения рассуждают экономисты. 

Потребительская пассивность 

Мы и без всякой статистики понимаем, что жить стали если не хуже, то без улучшений. А с чего бы?! Экономика не растет, а пребывает в загадочном для обывателя состоянии стагнации. Что и на наших заработках отражается. По предварительным данным Росстата, реальные доходы россиян за прошлый год выросли всего на 3,6%. Реальные - значит, за вычетом официальной инфляции. Казалось бы, мы все равно в плюсе. Но не все так однозначно. Чтобы увидеть реальную картину, надо учитывать и другие исследования. 

По данным социологов из компании "Ромир", в прошлом году россияне не стали больше тратить. Более того, если сравнить последний квартал 2013 года с этим же периодом 2008 года, то потребительская активность и вовсе упала на 5%. Такое явление зафиксировано впервые за пять послекризисных лет. "К большому сожалению, мы должны констатировать, что снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала - середины 2013 года, к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса, - говорится в исследовании "Ромир". - А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус. 

И если в октябре - ноябре у нас еще были некоторые сомнения, а вернее, надежда на временный и случайный характер произошедшего сбоя, то сегодня мы должны зафиксировать развертывание как минимум среднесрочного негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса". Об экономии говорит еще один замер "Ромира" - индекс "кофе с молоком". 

Считается он не по товарам первой необходимости, а по спросу на "мелкие приятности", к которым в том числе относится вода в бутылках, молочная продукция, кофе и сладкое. Так вот этот индекс снизился за 11 месяцев прошлого года на 2,7%. Замедление потребительского спроса фиксируют и эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). Россияне чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, что отражается на их тратах. 

Уроки кризиса, долги и плохие новости 

Наша потребительская активность связана с состоянием экономики. Если производство сокращается, цены растут, а доходы остаются прежними, с чего бы нам больше тратить? Но если мы не будем потреблять, то и экономика расти не станет, зачем заводам выпускать больше товара, если покупать стали меньше?! Но только ли с ухудшением общей ситуации связана наша экономия? - Причин на самом деле несколько, - уверен Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ВШЭ. - Кроме спада экономики, я бы назвал возросшую финансовую грамотность. 

Кризис 2008 года кое-чему нас все-таки научил. А именно: если ситуация в стране нестабильная, то нужно готовиться к кризису. Нет, не закупать спички или гречку, а сокращать расходы, делать накопления, не набирать кредитов. Правда, по мнению экономиста, есть люди, которые до сих пор считают, что лучше потратить все здесь и сейчас, пока есть возможность. - Мы говорим, что благосостояние граждан снизилось, но это как посмотреть, - продолжает Смирнов. - По статистике, жилищные условия пусть не сильно, но улучшились. 

Автопарк увеличился. Объем вкладов по-прежнему растет. Другое дело, что зарплаты не становятся ощутимо больше. И пока ВВП не растет, они тоже не увеличатся. Другие эксперты считают, что экономия россиян - это в том числе психологическая реакция. - Негативные новости об экономике в целом создают в обществе ожидание кризиса, - говорит политолог Георгий Бовт. - Даже если у твоей семьи все в порядке, но друга или соседа с работы уволили, ты все равно будешь считать это предвестием тяжелых времен. 

А вдруг и меня уволят или зарплату будут задерживать? Еще один фактор, о котором говорят эксперты Высшей школы экономики, - закредитованность россиян, которая уже почти достигла 10 трлн. рублей. При этом только просрочка - почти полтриллиона. Когда приличную долю зарплаты каждый месяц отдаешь банку, денег даже на "мелкие приятности" не остается.

 - В начале бума потребительского кредитования многие думали, что главное - кредит взять, а отдавать - это уже дело десятое, - говорит Георгий Бовт. - А сейчас методы возврата долгов более отработаны - коллекторские агентства, суды, запрет на выезд за границу. 

Поэтому люди начинают более или менее осознавать - если у тебя есть один кредит, расплатись сначала с ним, а потом задумывайся о следующем займе или крупной покупке. Правда, есть и те, кто набирает кредитов, не понимая, какие проценты он будет платить. Микрофинансовые компании до сих пор умудряются впаривать займы под 700 - 1000% годовых. 

Нигина БЕРОЕВА


Поделиться в соцсетях: