Lenta.ru - Золотая рыба
Почему при росте улова потребление рыбы в стране падает
В прошлом году российские рыбаки выловили 4,4 миллиона тонн рыбы — рекорд последних 15 лет. Однако спрос на рыбную продукцию падает. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему так происходит. В 2015-м потребление рыбы в России снизилось с 22,3 до 14 килограммов на человека. Это на шесть килограммов меньше минимума, рекомендуемого Минздравом.
Согласно опросу населения, проведенному исследовательским центром «Ромир», россияне за год сократили свое рыбное меню в среднем на 12,2 процента. Чиновники твердят о падении спроса. «Мы должны пропагандировать культуру потребления рыбы начиная со школ и детских садов», — говорил в сентябре прошлого года в интервью «Ленте.ру» министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
По его словам, также необходимо увеличивать госзакупки отечественной рыбы и продуктов ее переработки: это касается и армии, и других госучреждений. Вот тогда увеличится спрос и рыбу станет выгодно продавать внутри страны, утверждал министр. Как же так случилось, что при рекордных уловах — 4,4 миллиона тонн, на пять процентов больше, чем показатель 2014 года, — на столах россиян рыбы стало меньше? Основная причина — рост цен. Рыба вошла в число товаров, подорожавших в 2015 году больше всего.
«Подорожание более чем на 20 процентов товарных категорий "рыба" и "морепродукты", безусловно, сказалось на потребительском поведении россиян», — сообщили «Ленте.ру» в исследовательском центре «Ромир».
Как уточнил директор по развитию сети базаров «Петровский» Андрей Аверьянов, на российскую рыбу за год цены поднялись на 15 процентов, на импортную — приблизительно на 30 процентов — из-за повышения затрат на доставку, изменений в логистике и роста валютного курса. Свою роль в ценовой накрутке сыграл и запрет на импорт из стран, которые раньше были основными поставщиками рыбы и морепродуктов в Россию, — из Норвегии, Турции, Испании.
В итоге импорт в 2015-м сократился почти на 40 процентов до 500 тысяч тонн. По данным представителя пресс-службы X5 Retail Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»), продажи импортной семги упали более чем в пять раз, морского волка и морского леща — более чем в два раза.
«Мы рыбная страна»
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев о рыбной пропаганде Это дало повод российским рыболовам задрать цены. «Запрет поставок из Норвегии и немотивированный рост цен на аналогичную отечественную рыбу привел к значительному уменьшению спроса на рынке и смене приоритетов покупателя», — говорит руководитель экспертного направления союза потребителей «Росконтроль» Андрей Мосов.
Так, популярная еще недавно охлажденная красная рыба стала для многих недоступным деликатесом. Теперь потребители делают выбор в пользу селедки, которая хоть и подорожала в два раза, но из-за изначально низкой цены остается в числе доступных продуктов.
По данным «Ромира», в прошлом году спрос на сельдь вырос на пять процентов в натуральном выражении, а в денежном — на 20. Также в 2015 году пользовались спросом сравнительно дешевые минтай и пикша. Повысилась популярность крабовых палочек, икорного масла, а также икры минтая и трески, говорится в исследовании «Ромира».
По словам директора по внешним связям группы «Дикси» Екатерины Куманиной, у ретейлера вдвое вырос товарооборот рыбных консервов.
«Одновременно категория копченой рыбы несколько растеряла в прошлом году покупателей и объемы — опять же за счет значимого роста цены на прилавке. Потери в натуральном выражении составили 15 процентов», — утверждают в «Ромире». Качество не по ГОСТу На потребительском настроении сказался не только рост цен.
«Россияне следят за тем, что потребляют, они все больше ценят качество продуктов», — указывается в исследовании «Ромира». Аналитики считают, что приверженность россиян к здоровому питанию привела к тому, что в прошлом году более чем на 10 процентов упал спрос на замороженные рыбные полуфабрикаты (рыбные котлеты и палочки), хотя цены в этом сегменте повысились незначительно. Но низким качеством отличаются не только полуфабрикаты, много претензий, например, высказывается в адрес замороженной рыбы.
На ней слишком много ледяной глазури (при допустимых пяти процентах от общего веса), а в ткани добавляются влагоудерживающие фосфаты, в результате чего вес продукта увеличивается практически наполовину.
«Значительная концентрация полифосфатов в рыбе вымывает из нее белок, что многократно снижает пищевую ценность продукта», — поясняет координатор нацпрограммы «Качество и Экология» Юлия Шеина. Кроме того, по пути на прилавок рыба может многократно размораживаться. Например, для филе трески российская система качества запрещает двойную заморозку, сообщили «Ленте.ру» в организации «Роскачество». Заморозка заметно влияет на вкус — нарушаются межклеточные связи, быстрее испаряется внутренняя влага. Напичкать рыбу влагой для утяжеления стремятся не только отечественные производители.
Так, по данным «Росконтроля», за прошлый год выросли поставки фермерской рыбы из Вьетнама и Китая. Эта рыба находится в низкоценовом сегменте из-за того, что поступает перемороженная, с огромной наледью. Еще одна беда рыбного рынка — фальсификат, когда дешевый вид выдают за дорогой, похожий по структуре и внешнему виду. Отличить, тем более в заморозке, один сорт от другого, под силу только специалисту, чем и пользуются предприниматели.
По словам Юлии Шеиной, раньше рыба редко фальсифицировалась, поскольку была дешевой, за исключением высокоценных семейств, и подмена не приносила ощутимой выгоды. Сейчас же эти уловки используются повсеместно. Фальсифицируются, например, представители семейства лососевых — за отличающуюся пищевой ценностью семгу (атлантический лосось) выдается кета, горбуша, чавыча, кижуч. А половина из проверенной «Росконтролем» трески на деле оказалась минтаем. «Причем выдавать дешевую за дорогую рыбу могут как производители, так и непосредственно продавцы: например, заказывают пикшу, перефасовывают и продают как треску», — говорит Андрей Мосов.
По его словам, учитывая, что в прошедшем году российские предприятия увеличили вылов минтая, можно ожидать, что часть его теперь поступает в продажу под другим «брендом». Вторая свежесть осетрины На этом претензии не заканчиваются. Свежая рыба на прилавке может быть весьма условно свежей.
Часто ретейл, закупая мороженый товар, продает его под видом охлажденного. Плюс ко всему искусственно выращенную на предприятиях аквакультуры рыбу кормят гормонами роста, подкрашенными кормами, чтобы цвет мяса был более красным. Малой ценностью для организма обладают искусственно выращенные семга, дорада, сибас, морской язык, карп, пангасиус, тилапия. «Ее могут кормить чем угодно, "лучше этого не знать", говорят специалисты», — уверяет Юлия Шеина.
По ее словам, наиболее безопасна океаническая рыба, но ее на прилавки поступает очень мало. Критикуют эксперты соленую и копченую продукцию. «Селедка не отвечает обязательным требованиям по микробиологическим показателям: дрожжей в 10 раз больше нормы, вкус большинства отправленных в лабораторию пресервов был кислым, консистенция — несвойственной для созревшей рыбы, запах — неприятным», — рассказывает Андрей Мосов.
В красной соленой рыбе, что продается в вакуумной упаковке, часто превышено допустимое содержание консервантов сорбата и бензоата натрия. Хотя производителям известно, что они токсичны, вредны для печени и почек, провоцируют образование раковых опухолей. А при взаимодействии с витамином C бензоат даже в пределах рекомендуемой суточной дозы может превращаться в бензол — опасный канцероген.
Некоторые производители для растворения мелких костей используют специальный раствор нитрата селитры, которую еще называют «пищевой», поскольку ее используют в производстве сырокопченых окороков, колбас, шпика и т.п. «Если технологический процесс по каким-либо причинам нарушается, совершается передозировка нитрата или превышается срок обработки филе, раствор становится токсичным за счет образования в нем канцерогена N-нитрозамина», — объясняет Юлия Шеина.
А в копченую рыбу, по ее словам, добавляют химический «жидкий дым», также опасный для здоровья. В общем, нет ничего удивительного в том, что российский потребитель отворачивается от рыбных прилавков, — как бы ни мечтал об обратном министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Конечно, проблема низкого качества и фальсификации существенно ограничивает спрос на рыбную продукцию: есть некачественную рыбу невкусно, а иногда и небезопасно», — возмущается Андрей Мосов. С ним согласна и Юлия Шеина.
«Я сама перестала несколько лет назад покупать рыбу, по той же причине, что и многие другие — цена высокая, а качество непроверенное, не подтвержденное ничем», — сообщила она «Ленте.ру». В текущем году, по мнению специалистов, также стоит ждать существенного спада потребления рыбы, и это очень печально, учитывая ее полезные свойства. Тем временем российские рыбаки с большой радостью увеличивают поставки своего улова в другие страны — девальвация рубля сделала этот бизнес крайне выгодным.
Инесса Паперная
Поделиться в соцсетях: