Личные финансы РБК - Россияне не отказывают себе в простых удовольствиях

19 Июня 2013

После существенного снижения в апреле (на 8%) индекс "Кофе с Молоком" (КсМ) в мае продолжил сезонное снижение, но уже намного более плавно - всего лишь на 2%, сообщает исследовательский холдинг Ромир. Таким образом, среднее падение индекса пришло в ежегодную норму. 

Базой для расчета индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти товары не являются продуктами первой необходимости и являются элементарным набором "простых удовольствий". 

По сравнению с маем прошлого года индекс КсМ вырос на 6,5%, что примерно соответствует показателю инфляции продовольственного рынка. То есть россияне чувствуют себя вполне экономически уверенно и тратят на простых удовольствия не меньше, хотя и не больше. В мае, правда, несколько отличились москвичи, которые довольно резко (-9%) сократили расходы на маленькие гастрономические удовольствия. Но такая смена настроений, скорее всего, объясняется тем, что столичные жители отдались другим удовольствиям в течение продолжительных майских праздников, например, открывали дачный сезон или отправились в путешествия. 

Снижение индекса в апреле-мае по сравнению с мартом само по себе не стало неожиданностью. Подобные явления имели место и в предыдущие годы. Напомним, что неожиданностью стало очень резкое снижение в апреле. Ранее мы наблюдали снижение индекса в апреле по отношению к марту на 2-3,5%. В этом году индекс упал разу на 8,5%. Зато в мае произошло очень плавное снижение (всего на 2% против 6-8% в прошлом и позапрошлом году), что привело ситуацию к "сезонной норме". 

За год индекс КсМ вырос на 6,5%, что примерно соответствует показателю роста цен на продовольственном рынке в целом. И хотя показатель годового роста несколько выше, чем в 2012г., устойчивая многолетняя тенденция по снижению темпов инфляции в мае этого года в целом сохранилась. 

Снижение индекса КсМ в мае произошло благодаря снижению на 1-4% физических объемов потребления всех продуктов, входящих в индекс, включая бутилированную воду. При этом средняя цена приобретения воды выросла на 5,5%. Зато на 4% снизились средние реальные цены приобретения шоколада. Дискаунтеры увеличили свою долю в продажах бутилированной воды, но снизили в продажах шоколада. 

Магазины, торгующие через прилавок, снизили свой вес в продажах всех продуктов, и особенно сильно по бутилированной воде. Прочие подвижки по торговым каналам были незначительными. В Москве индекс КсМ в мае снизился сразу на 9% до 835 пунктов. Но в апреле он снижался только на 3% по сравнению с мартом. Так что общее снижение за два месяца не сильно отличается от общероссийского показателя. А вот за год индекс КсМ в Москве вырос только на 3,7%, что существенно ниже общероссийских 6,5%. 

Снижение Индекса в Москве в мае произошло из-за существенного (на 9-12%) сокращения объемов натурального потребления всех продуктов, входящих в индекс, при стабильных ценах на большинство из них. Исключение составила только бутилированная вода, средняя реальная цена приобретения которой выросла на 10% по сравнению с апрелем. 

Снижение натурального потребления кофе, воды, молока и шоколада в Москве объясняются не только сезонным фактором, но и эффектом майских праздников, которые многие москвичи проводят вдали от родного города. Это подтверждается и данными по резкому снижению доли магазинов, торгующих через прилавок, в продажах всех продуктов, входящих в индекс. А также тем фактом, что наиболее существенное снижение индекса произошло в группе потребителей с наиболее высокими доходами, которые как раз имеют большую склонность (и возможность) к весенним путешествиям по сравнению со среднеобеспеченными и семьями небольшого достатка. 

В других крупных городах, наоборот, в апреле 2013г. уже случилось снижение индекса КсМ сразу на 10,5% к марту. А в мае снижение уже было число символическим - всего 1,3%. Итоговый результат за два месяца оказался близок к московскому. По сравнению с маем 2012г. индекс вырос на 8,3%. Заметных подвижек ни по ценам, ни по объемам потребления в целом выявлено не было. Обеспеченные граждане, проживающие в крупных городах, в мае заметно сократили покупки кофе (цена на который выросла сразу на 16%) и шоколада (при стабильных ценах на этот продукт). Видимо - доедали запасы, сделанные в преддверии праздников.


Поделиться в соцсетях: