Личные финансы РБК - Россияне сэкономили на продуктах во время поста

16 Мая 2013


В апреле повседневные потребительские расходы снизились на 3,5% по сравнению с мартом, сообщает исследовательский холдинг Ромир. При этом потребление продуктов питания снизилось на 16,5%, а непродовольственных товаров - наоборот, выросло на 22%. 

Таким образом, можно говорить о том, что все, что россияне сэкономили во время Великого Поста на еде, они потратили на подготовку к дачному сезону. По сравнению с апрелем прошлого года потребление увеличились на 16%. Реальные потребительские расходы (с поправкой на инфляцию) за год выросли более чем на 8%. За пять лет номинальный рост расходов составил 135% (2,35 раза); реальный - более 50% (1,5 раза). 

Небольшое снижение потребительской активности в апреле по сравнению с мартом наблюдается каждый год. Исключением стал только кризисный 2009г. Таким образом, текущий год в очередной раз подтвердил ежегодный тренд. 

Причины, как обычно, три. Во-первых, апрель банально короче марта на один день (3,5%). Во-вторых, в апреле (особенно если он теплый) начинается сезонное (к лету) снижение покупательской активности на рынках продуктов питания, которое, правда, отчасти компенсируется ростом активности на рынках повседневных потребительских товаров - начинается подготовка к "дачному сезону". В-третьих, на большую часть апреля приходится время Великого Поста. 

В этом году пост захватил весь апрель целиком. В 2008г. апрельское снижение (к марту) составило почти 10%. В 2010г. и 2011г. - по 5%. В 2013г., как и в прошлом году - только 3,5%. Из чего можно сделать вывод, что из всех факторов наибольший вклад "внес" только самый простой - календарный. 

В Москве повседневные расходы в апреле снизились на 4% по сравнению с мартом. А по сравнению с апрелем прошлого года рост повседневных расходов составил 20%. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) получились 12% роста за год. 

В Петербурге, напротив, в апреле текущего расходы не снизились по сравнению с мартом. А по сравнению с апрелем прошлого года выросли только на 15% (реальные - на 7%). Снижение потребительской активности в городе на Неве отмечалось в течение полутора лет и лишь дважды за весь этот период эта тенденция прерывалась - в октябре и в декабре 2012г. 

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в апреле 2013г. снизились по сравнению с мартом почти на 10%. И по сравнению с апрелем 2012г. они выросли только на 12%, но все же в 1,5 раза обогнали инфляцию. И реальный рост повседневного потребления составил более 4%. 

В городах с населением от 500 тыс. до миллиона жителей повседневные расходы в апреле 2013г. выросли и по сравнению мартом (на 5,3%), и относительно апреля прошлого года (на 20%). 

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей апрельские расходы выросли на 2,4% по сравнению с мартом этого года, и на 6,5% по сравнению с апрелем 2012г. В целом можно отметить, что на протяжении последних полутора лет повседневные расходы в городах среднего размера отличаются довольно высокой стабильностью. 

Расходы наименее обеспеченных горожан в апреле 2013г. снизились на 1,5% по сравнению с мартом. По сравнению с апрелем прошлого года они выросли на 16%. А за пять лет - в 2,2 раза. Примерно на 45% в реальном выражении. 

В средней доходной группе расходы в апреле снизились на 2% к марту. А по сравнению с апрелем прошлого года выросли только на 11% (примерно на 4% в реальном выражении). За пять лет рост расходов в этой группе составил 2,05 раза. 38% в реальном выражении. 

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в апреле снизились относительно марта на 4,5%. К апрелю прошлого выросли только на 8% (реального роста нет - только инфляционный). За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 2,45 раза. 64% в реальном выражении. 

В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в апреле произошли существенные изменения. С 66% до 57% снизилась доля продуктов питания, и с 34 до 43% выросла доля непродовольственных товаров.


Поделиться в соцсетях: