Московская правда - Готовы ли москвичи к транспортной революции?

2012-08-13

Исследовательский Холдинг Ромир предал гласности данные своего социологического опроса, посвященного транспортным проблемам Москвы. Как москвичи оценивают транспортную ситуацию в столице? Как относятся к нововведениям? Готовы ли мы содействовать властям при решении транспортной проблемы и идти на жертвы ради ее ликвидации? 

 В исследовании участвовали 2000 человек. 200 водителей-профессионалов, использующих машины для работы. Более 1000 москвичей от 18 лет, которые не имеют машин. Наконец, опросили и более 800 автовладельцев-любителей, которых разделили на 4 группы: - владельцы машин категории "премиум" и "люкс"; - автомобилисты со средним и чуть выше среднего уровнем доходов, работающие в пределах Третьего транспортного кольца; - автовладельцы из спальных районов и пригородов Москвы, ежедневно приезжающие в центр города; - автомобилисты с низким и чуть ниже среднего уровнем доходов, нерегулярно использующие личный автотранспорт. 

Оцените транспортную ситуацию О высокой загруженности дорог заявили водители-профессионалы: 61% из них оценили свои традиционные маршруты как "очень загруженные" и еще 27% назвали их "скорее загруженными". Почти солидарны с ними и жители столицы: 40% дали ответ "сильно загружено" и еще 22% - "скорее загружено". Владельцы личных авто оказались мягче в оценках - лишь каждый десятый считает московские дороги сильно загруженными. Каждый второй (49%) охарактеризовал свои обычные маршруты по городу как "скорее загруженные". И 37% опрошенных водителей ответили, что ситуация складывается по-всякому - дороги то загружены, то свободны. О причинах пробок Рядовые жители столицы и представители транспортного сообщества в числе наиболее значимых причин большого количества пробок в Москве назвали увеличение автопарка города - 46% и 44% соответственно. Столь же значимой причиной они считают перенаселенность города - 41% и 47%. 

Однако главной причиной возникновения пробок транспортники назвали увеличение пассажиропотока утром и вечером - 50%. В этом с ними согласны и автомобилисты. 55% водителей утреннее и вечернее увеличение пассажиропотока считают главной причиной столичных пробок. А 52% автомобилистов уверены, что плохое состояние дорог в Москве - это вторая по значимости причина пробок. Транспортники в этом вопросе с ними почти солидарны - 44% из них считают плохие дороги серьезной бедой. Что делать? Профессиональные водители, мечтая об улучшении дорожной ситуации в городе, в 58% случаев ратуют за эффективный ремонт старых дорог. 43% респондентов этой группы рекомендуют строить дополнительные подземные и надземные дороги-развязки. Жители столицы также поддерживают идею строительства новых развязок - 41%. При этом 40% опрошенных москвичей высказались за развитие сети общественного транспорта. Автомобилисты в этом вопросе оказались куда пессимистичнее остальных. 

При существенном разнобое в их мнениях превалирующими оказались ремонт дорог, а также строительство парковок - по 27% в обоих случаях. На троллейбус пересядешь? Общественному транспорту (ОТ) был посвящен целый цикл вопросов исследования. В ответ на предложение отказаться от поездок на личном авто и пересесть на общественный транспорт столичные водители разделились на два равных лагеря. 49% из них в той или иной степени согласны с предложением. И 51% категорически не согласны с ним. При этом наиболее дорожат собственным "железным конем" владельцы дорогих автомобилей и водители со средним и средне-высоким доходом - по 78% в обеих группах дали отрицательный ответ. Зато среди тех, кто ездит на своей машине на работу каждый день из спальных районов в центр города, только 5% заявили, что не хотят отказываться от личных авто в пользу общественного транспорта. 

Среди нерегулярных водителей вообще не выявлено таких, кто не допускает мысли об отказе от личного авто в пользу общественного транспорта. При ответах на вопрос о том, какие условия должны быть обеспечены в ОТ, чтобы автомобилисты смогли променять личные авто на метро и трамваи с автобусами да троллейбусами, мнения вновь разделились. Среди первоочередных мер жители столицы назвали увеличение скорости перемещения ОТ - 36%, уменьшение плотности пассажиров в ОТ - 28% и создание более продуманной сети наземного транспорта - 25%. У автомобилистов всего оказалось поровну. За увеличение частоты движения ОТ ратовали 21% опрошенных автовладельцев. За улучшение информативности (расписание, маршруты) поездок на ОТ - тоже 21%. И еще 20% пожелали, чтобы был обеспечен удобный переход с одного ОТ на другой. В некотором смысле третейскими судьями в этом вопросе стали представители транспортного сообщества - вряд ли таксисту или водителю грузовой "Газели" придет в голову во время работы перескочить в трамвай, чтобы скорее доставить к месту назначения пассажира или товар. 

Тем не менее социологи им этот вопрос задали, в результате чего водители-профессионалы дружно подчеркнули по три-четыре графы. 47% респондентов этой категории сказали, что необходимо увеличивать скорость перемещения ОТ по городу. 44% посоветовали повысить комфортность общественного транспорта. И 40% транспортников посоветовали увеличить частоту движения общественного транспорта, уменьшив плотность пассажиров в нем. Слышали, знаем, одобряем О мерах, предпринимаемых правительством Москвы для решения транспортных проблем, участники опроса в целом знают. Многие одобряют. Правда, среди отдельных категорий граждан как-то подозрительно больше оказалось одобряющих меры, чем знающих о них. Среди "безлошадных" жителей столицы 67% респондентов знают или слышали о введении выделенных полос для ОТ, и 82% из них одобряют эту меру. 

О строительстве новых станций метро, обновлении составов и оснащении их кондиционерами знают 56% москвичей, 90% из них это одобряют. Транспортники тоже наиболее высокую осведомленность продемонстрировали по вопросу выделенных полос для общественного транспорта - 75%, причем с той же долей одобрения - 82%. Каждый второй профи знает о строительстве перехватывающих парковок и транспортно-пересадочных узлов в городе, причем 90% из них этим довольны. Половина транспортников (49%) знают или слышали об обновлении парка наземного ОТ и о строительстве новых пешеходных переходов. Одобрение таких действий властей высказали 90% респондентов. Осведомленность же автолюбителей о переменах в транспортной системе города значительно ниже. О "выделенке" знают лишь... 33% столичных автомобилистов. При этом одобряют льготную дорогу для общественного транспорта, обычно создающую массу неудобств и пробок для автолюбителей, 95% из числа знающих о ней. 

Остается серьезной загадкой, каким образом 67% (шестьдесят семь!) владельцев авто исхитрились не знать о выделенной в Москве полосе для общественного транспорта. Не иначе, телевизора в доме не имеют, газет не читают, на знаки не смотрят и вообще по городу не ездят. Чудеса платной парковки Весной, когда проводилось исследование, самой низкой оказалась осведомленность столичных водителей о введении жесткого контроля над парковками в центре Москвы - всего 11%. В поддержку этой идеи высказались 65% слышавших о ней. На вопрос о том, как они будут себя вести при введении жесткого контроля над парковками, лишь 38% автомобилистов заявили, что будут пользоваться платными парковками. Еще 23% владельцев авто надеются спрятать машину в ближайших дворах и других неконтролируемых зонах. 14% респондентов признались, что будут тратить дополнительное время на поиски разрешенного места для парковки. 

11% автолюбителей будут ездить на машине до ближайшего пересадочного узла, а далее - на общественном транспорте. И 9% водителей полностью откажутся от поездок в центр на автомобиле, пересев на общественный транспорт. При этом представители группы среднего класса в 58% случаев ответили, что будут платить за парковки. Зато 52% владельцев дорогих машин намерены искать бесплатные варианты парковки или ближайшие дворы. Наивысший показатель готовности отказаться от поездок на авто в центр города и пересесть на троллейбусы выявлен при опросе группы нерегулярных водителей - 71%. 

 Но на самом деле московские автовладельцы, похоже, до конца не определились со своим отношением к платным парковкам. Слишком много составляющих: где эти парковки будут, сколько за них платить, как часто необходимость их использования будет довлеть над водителем. В частности, на вопрос о том, сколько столичные автомобилисты готовы платить за парковку, 34% опрошенных ответили, что не готовы платить вообще. Сумму, не превышающую 300 рублей в день, посчитали допустимой для себя 16% владельцев личных автомобилей. Еще 25% автовладельцев готовы тратить на оплату парковки от 300 до 500 рублей в день, а 6% заявили, что готовы платить 500 рублей и больше. 

Сотрудники Ромир подвели итог - средняя сумма, которую готовы платить столичные водители за удовольствие парковаться в центре города, составляет 407 рублей в день... Перемножаем на рабочие дни в неделе, на месяцы, за исключением отпускных... Получаем порядка 90 тысяч рублей в год! То есть расстаться с этой суммой готова треть московских автовладельцев. Вам, читатель, не кажется, что где-то что-то не сходится? О перспективах На разрешение транспортных проблем города понадобится от 5 до 10 лет, причем ощутимые сдвиги в лучшую сторону будут заметны через 6 - 7 лет - так считают 53% автомобилистов. 

Представители транспортного сообщества настроены оптимистичнее. Более половины из них полагают, что транспортная ситуация улучшится в период от 3 до 10 лет, но в среднем через 5 лет. Разумеется, самые радужные надежды у тех москвичей, кто личных автомашин не имеет. Треть из них ждут перемен к лучшему через 3 - 5 лет, а еще 25% москвичей - в промежутке от 5 до 10 лет. В среднем же москвичи надеются, что транспортные проблемы будут решены через 5 с половиной лет.

Алексей Перфильев