Московская правда - Почем фунт лиха "автогражданки"?

13 Августа 2012

Сегодня, будь ты хоть москвич, хоть с Колымы, но при слове "техосмотр" рука невольно тянется... к томику Карла Маркса Как там у классика-основоположника: "История повторяется дважды - сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса". 

Водительская трагедия началась с довоенного еще введения в СССР обязательного техосмотра. А фарс взял бразды правления в свои руки в последние десятилетия, когда талоны ТО превратились опять же в известную Марксову же формулу: "Товар - деньги - товар". Разрулить ситуацию должны были поправки в законы о техосмотре и ОСАГО, вступившие в силу 30 июля. Однако пока что они ее только запутали. 

 Есть вещи, которые современного человека просто не могут оставить равнодушным. И автомобильная тема здесь который уже год в первых рядах: горячо! Увы, известный поэт Коржавин будто бы про техосмотр написал: "Но кони - все скачут и скачут. А избы - горят и горят". Словом, все скорее по-прежнему. Никак эта тревожная ситуация с ТО в автомобильном мире не "устаканится". Ведь до сих пор с этой процедурой, воля ваша, а неладно что-то. А касается она абсолютного большинства россиянин. Достаточно признаться, что в России сегодня более 40 миллионов автомобилей, в Москве - приближается к 5 миллионам. 

 Напомню: чтобы убрать порочную ведомственную практику и изгнать ТО-коррупцию, с 1 января этого года контроль за процедурой техосмотра был передан из ГИБДД в руки Российского союза автостраховщиков. После чего гаишникам запретили проверять у автомобилистов наличие действующего талона техосмотра. 

И с того часа чувствительные вопросы автолюбителям типа: "А есть ли у вас талон ТО?" - вместо дорожного инспектора уже стали задавать автостраховщики. С недавних пор без наличия у водителя действующего талона техосмотра они же не имеют права продать ему полис "автогражданки". А без полиса ОСАГО на дорогу не сунешься - эксплуатировать автомобиль запрещено. - В общем, вековая мечта российского автолюбителя избавиться от висящей над ним камнем процедуры сомнительного техосмотра до сих пор так и не сбылась, - говорит известный автомобильный эксперт Константин Мельников. - Несмотря даже на то, что Дмитрий Медведев в бытность президентом обещал подумать над тем, как можно отменить техосмотр. Точнее, упразднить далеко не всегда кристально честную власть ГАИ по контролю за наличием ТО. 

Власть действительно сменилась. Она была просто заменена на контроль страховщиков. И что из этого вышло? Да что в лоб, что по лбу... Признаться, нынче особенно сильно умиляет пиар-формулировка, которую авторы нового закона запустили в прессу. Звучит это примерно так: мол, добросовестные автовладельцы, которые регулярно проходят техническое обслуживание в сертифицированных автоцентрах, будут освобождены от прохождения технического осмотра. Диагностическая карта, которую этот добросовестный авто-владелец получит в фирменном автосервисе, и будет являться тем документом, на основании которого автостраховщики продадут ему ОСАГО. Что это означает на самом деле? 

Как прекрасно всем известно, регулярное сервисное обслуживание после определенного автопробега, как то предписывает сервисная книжка, у нас проходят далеко не все автомобилисты. Почему же? - Во-первых, потому, что для многих это накладно, - говорит московский автолюбитель с 23-летним стажем Валерий Поморов, - сегодня это в среднем обойдется от 10 и значительно более тысяч рублей за разовое посещение. В этой ситуации "добросовестными" автовладельцами оказываются чаще всего лишь хозяева дорогих и обычно новых автомобилей, для которых выбросить пару десятков тысяч рублей на очередную процедуру техобслуживания своего "Мерса" - пустяк, который не стоит внимания. 

 Для большинства остальных же владельцев машин бюджетного класса это проблема. А их, остальных, в России сегодня большинство. Ведь на сей день, по данным статистики, средний возраст автомобиля в стране - 12 лет. Много ли найдется автолюбителей, которые будут регулярно таскать своих старушек в дилерские автосервисы на очередное техобслуживание по полной программе, выложив при этом солидную сумму? Хотелось бы, конечно, чтобы было именно так. Но чаще всего им финансы не позволяют. И таким образом эти автовладельцы бесцеремонно, чохом, были выброшены из когорты "добросовестных", переведены во второй сорт. Такая вот социальная дискриминация. Скажут: но пока же остается возможность пройти тех-осмотр и в пунктах государственного технического осмотра. Действительно, остается. Но, во-первых, за это придется хоть и небольшие деньги, но все-таки выложить отдельно. 

А во-вторых, с самого начала здесь была заложена путаница. В распространенной в СМИ информации со ссылками на официальные органы часто давались противоречивые сведения. Одни утверждали, что талоны техосмотра никуда не уйдут и будут действовать наравне с диагностическими картами вплоть до 2015 года. В других назывались другие сроки. А один из авторов принятого закона - депутат Госдумы Вячеслав Лысаков - в интервью официальному изданию обозначил талонный срок до 2013 года. Еще чаще сообщалось, что вот-вот "останутся лишь только диагностические карты, а талоны будут никому не нужны". Накануне 9 августа - официального срока, когда по закону автостраховщики смогут не требовать именно талон техосмотра, а обойтись наличием диагностической карты для продажи ОСАГО, я успел пообщаться и с операторами техосмотра, и с представителями страховых служб. Картина выявилась такая: в ответах на вопрос, останутся ли талоны техосмотра в обороте, царил разнобой. 

И самое любопытное, с ответами затруднялись именно те, кто как раз должен работать по новым правилам - и в пунктах техосмотра, и страховщики. Кто-то, как, например, в пункте техосмотра в Остаповском проезде, выдавал и диагностическую карту, и талон техосмотра - одновременно, на всякий случай. В пункте в Долгопрудном меня заверили, что с 30 июля талоны техосмотра они выдавать перестали, поскольку этот документ отменен. И еще предупредили: "А диагностическую карту нужно обязательно всегда возить с собой". 

В Химках та же картина: мол, отныне будем выдавать только диагностические карты, остальное - макулатура. В рядах страховщиков тоже царила неоднозначность. Так, один из представителей Ингосстраха утверждал, что для покупки ОСАГО они еще долго будут признавать либо талон ТО, либо диагностическую карту. А не представившийся по телефону сотрудник РЕСО-Гарантии со вздохом признался: "До 9 августа нам все ясно, а что нужно будет принимать после - мы пока толком не знаем, у них ведь все каждую неделю меняется..." 

 Кто виноват в этой неразберихе? Как говорят автомобилисты, если хотя бы Российский союз автостраховщиков (РСА) сумел бы более толково разъяснить для всех ситуацию, беспорядка было бы меньше. Но почем он - фунт лиха "автогражданки" - внятно не разъяснили. А пока все идет по знаменитой черномырдинской формуле: "Хотели как лучше, а получилось..." Не мудрствуя лукаво, сегодня и талон ТО, и полис ОСАГО можно получить в интернете, одним лишь кликом мышки. Виртуальные пункты инструментального контроля вошли в обиход под именем "Интернет-ПИК". А полис ОСАГО вам за деньги просто принесет интернет-курьер. Ну, и зачем было этот огород городить с новыми законами, свежими строгостями и рассказами про сроки действия талонов и технокарт? Все еще на перепутье Готовы ли москвичи к транспортной революции? 

Исследовательский Холдинг Ромир предал гласности данные своего социологического опроса, посвященного транспортным проблемам Москвы. Как москвичи оценивают транспортную ситуацию в столице? Как относятся к нововведениям? Готовы ли мы содействовать властям при решении транспортной проблемы и идти на жертвы ради ее ликвидации? В исследовании участвовали 2000 человек. 200 водителей-профессионалов, использующих машины для работы. Более 1000 москвичей от 18 лет, которые не имеют машин. Наконец, опросили и более 800 автовладельцев-любителей, которых разделили на 4 группы: - владельцы машин категории "премиум" и "люкс"; - автомобилисты со средним и чуть выше среднего уровнем доходов, работающие в пределах Третьего транспортного кольца; - автовладельцы из спальных районов и пригородов Москвы, ежедневно приезжающие в центр города.

 Александр ДАНИЛКИН


Поделиться в соцсетях: