Московская правда - Сага о "липовом" ОСАГО

2016-02-08


Россию захлестнула волна поддельных полисов автострахования 

По оценкам автостраховщиков, за 2015 год у нас было реализовано порядка миллиона фальшивых полисов ОСАГО. Таким образом, из 40 миллионов проданных в прошлом году страховок около 2,5% ­ поддельные. Такие цифры озвучил на недавней встрече с журналистами глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Одними репрессиями рынок «липовых» полисов не победишь, признают страховщики, ведь на покупку фальшивой бумажки автомобилистов зачастую толкает именно завышенная цена настоящей. 

Как российские власти планируют бороться с этой эпидемией? В начале 2016 года должна была заработать автоматическая система проверки нали-чия полисов ОСАГО у автовладельцев при помощи камер фото­ и видеофиксации. Эксперимент предполагалось начать с Москвы и Казани, а в пер-спективе распространить на территорию всей страны. 

Проверять должны были в первую очередь автомобили, совершившие какое­нибудь наруше-ние ПДД (превысившие скорость, проехавшие на красный свет и т.п.). Номера таких автомобилей предлагается проверять по базе данных РСА, дос-туп к которой имеют сотрудники ГИБДД. Если выяснится, что на машину не оформлен полис ОСАГО, то владельцу, помимо основного штрафа, придет еще и штраф за отсутствие страховки. 

Причем штраф за отсутствие полиса будет приходить ровно столько раз, сколько камеры засекут автомобили-ста за нарушениями. Однако довольно быстро выяснилось, что в базе РСА содержится такое количество ошибок, что во избежание неверно выписан-ных штрафов начало эксперимента отложили на неопределенный срок. 

Депутат Госдумы Михаил Емельянов предложил увеличить штрафы за езду без полиса ОСАГО более чем втрое, до 2500 рублей. Парламентарий уже при-ступил к разработке соответствующих поправок в Административный кодекс. Однако не стоит забывать, что далеко не все автолюбители обращаются к страховщикам­аферистам из жадности: у многих на покупку полиса действительно нет денег. Средняя стоимость ОСАГО по России, по данным РСА, в прошлом году составляла 5530 рублей. 

В 2014-­м эта цифра была в два раза меньше, тем не менее, судя по мнению ряда экспертов, в ближайшие два­три года цены продолжат расти. К тому моменту, когда инициативу депутата Емельянова примут, средняя цена ОСАГО вполне может дойти и до 10 тысяч рублей. Дорожать страховка будет параллельно росту курса валют, ведь ремонт автомобилей выполняется преимущественно автозапчастями импортного про-изводства. 

Напомним, что стоимость полиса для каждого водителя индивидуальна и определяется множеством факторов: стажем вождения, возрастом автовладельца, мощностью двигателя машины, регионом регистрации и сроком, на который заключается договор. Стоимость страховки, оформленной в Москве, на автомобиль свыше 150 лошадиных сил может превышать и 13000 рублей. Достаточно весомо, чтобы задуматься о покупке «липового» полиса, цены на которые начинаются от 1200 рублей. Или просто махнуть на все рукой и ездить, не пользуясь вообще никаким полисом, пока инспектор ГИБДД штраф не выпишет… 

Даже если штраф этот увеличат, цена ОСАГО к тому моменту тоже может вырасти. В общем, если государство не примет совсем уж драконовских мер для борьбы с владельцами «липовых» полисов, очень многие россияне по­прежнему будут отказываться от покупки обяза-тельной страховки. К тому же десятки тысяч автовладельцев, по данным РСА, вообще не подозревают о том, что их полис поддельный. Технологии дошли до такого уровня, что даже инспектор ГИБДД без специальной техники не сможет отличить настоящий полис от фальшивки, что уж тут говорить о простых автолюбителях. Нередки ситуации, когда человек с неприятным изумлением узнает, что страховка ненастоящая, только попав в аварию. 

Наименее репрессивной мерой по борьбе с фальшивками из предложенных в ходе конференции оказалась замена бумажных полисов на электрон-ные. В этом случае инспекторы ДПС могли бы оперативно проверять подлинность полисов. Не совсем понятно, что им мешает заниматься этим уже сейчас, ведь еще два года назад ГИБДД рапортовала, что по крайней мере в столице дэпээсников активно оснащают планшетами с подключением к базам данных ГИБДД и предустановленной программой «Мобильный инспектор». 

Впрочем, вынужден был с грустью признать Владимир Кузин, даже вариант с электронными полисами не является панацеей: рано или поздно мошенники могут взломать и такую базу данных. Поэтому, считает начальник ГУОБДД, автостраховщики должны усилить пропаганду для того, чтобы авто­владельцы четко понимали возможные последствия покупки фальшивых полисов. Поможет ли это – вопрос. Ведь, по данным исследовательского холдинга Ромир, 91% автомобилистов и так знают, что в результате использования фальсификата могут наступить и материальная, и уголовная ответственность. Знают, и все равно продолжают покупать… 

Так, может, стоит вместо того, чтобы придумывать все новые способы извести на корню фальшивые страховки, задуматься, чем наше население не устраивают настоящие? Именно к такому выводу склоняются опрошенные «МП» эксперты. Конечно, подделку страховок поощрять нельзя никоим образом, ­ высказал «МП» свою точку зрения глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. 

– С рынком фальшивых полисов обязано бороться государство, защищая добросовестных потребителей страховых услуг. С другой стороны, давайте задумаемся, почему этих подделок вдруг стало такое огромное количество? Не могли же миллион человек одновременно стать преступниками. Скорее всего их подтолкнула к такому выбору высокая цена настоящего ОСАГО. Репрессивные меры могут быть эффективны только тогда, когда у человека есть выбор и альтернатива «запретному плоду». Вот пусть государство и создает эту альтернативу. 

Вообще-­то точных данных о количестве проданных фальшивых ОСАГО у РСА не может быть в принципе, ­ считает независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян.  Откуда они получили цифру в один миллион? Опрашивали автолюбителей в духе: «Здравствуйте, скажите, у вас полис ОСАГО настоящий или поддельный?» 

Если говорить о независимой статистике, то количество поддельных полисов оценивается в 4,5 миллиона. И причина, по которой люди предпочитают приобретать фальшивые полисы, очень проста: обязательное автострахование дискредитировало себя настолько, что дальше уже просто некуда. Вместо меры по социальной защите населения, обещанной нам изначально, мы получили очередной кос-венный налог на автовладельцев. 

Размер страхового возмещения минимален, и даже этих денег человек зачастую не получает, потому что его ситуа-цию по каким­то причинам не признают страховым случаем. Зачем полис ОСАГО человеку, живущему в российской деревне? Ему, во­первых, и в аварию­то попасть негде, а во­вторых, стоимость этого полиса составляет 5 ­ 8 тысяч рублей, столько же, сколько его месячная зарплата. То есть предлагают месяц ему не есть, не пить, а копить исключительно на этот полис. А ради чего? Человек просто не станет покупать полис. 

Кстати, сколько россиян у нас ездят вообще без полисов (без разницы, фальшивых или настоящих)? Ответа на этот вопрос автостраховщики не знают. В общем, на мой взгляд, распространение «липовых» ОСАГО – это абсолютно закономерная реакция населения на государственную «принудиловку». Так что, уверены эксперты, начинать борьбу с фальшивками нужно не с ужесточения штрафов, а с того, чтобы сделать стоимость настоящей страхов-ки адекватной, а ее функционал ­ действенным. 

Роман Королев