Московская правда - Шик против пшика?

2013-10-23

Почему россияне так усиленно тратят деньги 

Холдинг "Ромир" обнародовал результаты очередного исследования: последние полгода россияне стали активно покупать бытовую технику и одежду, а также тратиться на отдых и поездки. И это в довольно неспокойные для экономики времена, уточняют социологи. А может, мы стали тратить деньги именно из-за проблем с мировой экономикой? 

Ведь уже не раз за последние лет двадцать нас научили бояться держать на руках денежную массу - она за один дефолтный день может оказаться просто бумажками. Вспомните: мы еле-еле выкарабкались из ситуации 1990-х годов с задержкой пенсий и зарплат, с отсутствием еды и прочих самых необходимых товаров. 

В те дни моя подруга, живущая в частном доме, сказала как-то, запуская меня в подпол: "Ой, мы так мылом в свое время затарились, что в пору им торговать". Мыло-то было копеечное по советским ценам - "Земляничное". Но эта "поленница" из мыльных брусков по тем временам оказалась маленьким состоянием, потому что стоимость кусочка этого моющего средства в начале 1990-х уже на порядок в сторону увеличения отличалась от советских цен. 

Исследования отечественных экономистов свидетельствуют: по итогам 1992 года рост инфляции в стране превысил 2600 (!!!) процентов. Мы сегодня говорим о высокой инфляции, когда она составляет официально процентов 10 - 14, ну, допустим, неофициально даже 20 процентов. А тогда, в 1992 году, это было на два порядка больше! При том, что зарплаты и социальные выплаты сильно отставали от инфляционной цифры или вообще не росли. Помню, в то время шоколадный батончик "Сникерс" стоил 250 рублей, а стипендия в профтехучилищах как была 40 рублей, такой и оставалась еще долгое время. 

Только-только мы стали отходить от тех жестоких реалий, еще не все наелись крашеной импортной колбасы, еще бегали на вещевые рынки за дешевыми шмотками китайского пошива из самой бросовой ткани, как на нас навалилась новая беда - экономический кризис 1998 года. Тогда резко упал рубль, в разы выросли цены на продукты питания и товары народного потребления. Кто взял в долг у своих друзей несколько сотен долларов, стал должен им уже в некотором роде состояние - доллар-то подскочил сразу в несколько раз. 

Многие этих друзей-кредиторов лишались: те требовали деньги обратно и не хотели входить в положение, а заемщику отдавать было категорически нечем. Не только дружеские связи обрывались - рушились семьи. Конечно, кризис 2008 года не был столь разрушающим, но существенным оказался точно. Зарплаты снизились, народ поувольняли - пусть не десятками тысяч, но все равно драма. Так что держать ухо востро все равно приходится. Вот и думаю: может, всплеск трат связан с предкризисными ожиданиями? Купишь телевизор - он и в Африке телевизор. А деньги? Тут подумаешь. То ситуация в Штатах с противостоянием двух политических партий и ожиданиями проблем с долларом, то прогнозы с падением цен на нефть, то еще что-нибудь малоприятное. 

Может, никто и не шикует, а просто старается сделать так, чтобы заработанное не превратилось в пшик? Вкладываются в реальные вещи. Может, поэтому специалисты "Ромира" и фиксируют тот факт, что россияне вновь перестали бояться крупных покупок? Ведь еще в марте, по информации исследовательского холдинга, 32 процента опрошенных заявили, что в последнее время ничего крупного не приобретали. Тогда стали меньше покупать автомобилей, мебели и бытовой техники. 

В сентябре количество таких людей снизилось на 10 процентов. - Осенью россияне увеличили в два раза расходы на одежду, - информируют в "Ромире". - В марте ее покупали 19 процентов респондентов, а в сентябре - уже 38 процентов. Увеличилось число желающих потратиться на отдых: 19 процентов в сентябре против 8 процентов в марте. И, наконец, число покупателей бытовой техники поднялось за полгода с 6 до 11 процентов. Кстати, по данным исследовательского холдинга, россияне и сейчас не очень стремятся покупать квартиры и ювелирные изделия. Может, от того, что расслоение в обществе все усиливается: богатые становятся богаче, бедные беднее. 

Первые уже купили все, что можно, для вторых покупка даже скромного жилья - несбыточная мечта. Вот и остается вкладывать деньги в относительно доступную бытовую технику и одежду - холодильник-то дома всегда нужен, и без зимней куртки не обойтись. - На мой взгляд, рост расходов на довольно крупные приобретения связан с сезонностью: период отпусков закончился, ближе к зиме количество покупок традиционно увеличивается, - прокомментировал ситуацию журналисту "МП" директор Института социальной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. - Кризис сегодня есть, но он вялотекущий и будет продолжаться еще долго. 

Однако он отличается, например, от кризиса 1998 года, который был спровоцирован ГКО - государственными краткосрочными облигациями. Сегодня мы достаточно интегрированы в мировую экономику, сложно представить, что кризисные явления проявятся буквально в течение нескольких часов. Сейчас не наблюдается тотального оттока денег со счетов вкладчиков. Если нет особого прироста - это понятно, потому что люди откладывают адекватно доходам. 

С другой стороны, если даже граждане стараются сбросить часть свободных средств, вкладывая их в покупки, это тоже положительная тенденция. Таким образом поддерживаются розничная торговля, производители товаров. Для экономики важно, чтобы деньги работали. Но вот что не очень поддерживают россияне, по сведениям "Ромира", так это индустрию развлечений. Траты на театры, кино, рестораны и клубы теряют свои позиции, покидая пятое место. 

Прежняя ситуация сохраняется только в городах-миллионниках. То есть у нас, в Москве, народ продолжает посещать такие заведения. Правда, я в кино ходить перестала, но тоже вовсе не из-за бережливости: больно звук во всех кинозалах громкий, герои фильмов орут так, как будто всю жизнь оттрубили на ткацкой фабрике под грохот станков. Но в целом народ бегает и в киношку, и в ресторанчиках посиживает с удовольствием. - В Москве, например, индекс среднего покупательского чека составил в сентябре 756 рублей, тогда как средний чек по России - 500 рублей с небольшим, - информируют в "Ромире". - По результатам наших исследований, в столице этот показатель существенно не меняется уже более года. 

На мой обывательский взгляд, это может свидетельствовать о нескольких вещах. Либо москвичи вовсе не стали увеличивать расходы на крупные покупки. Либо ради них они экономят на еде и всяких ежедневных мелких расходах. Вот общая сумма и не меняется. А может, одни вкладываются в элитную недвижимость в стране и за рубежом, а другие - в копеечное мыло. 

Только чтобы почувствовать себя в выигрыше на запасе мыла, нужен кризис начала 90-х, чтобы инфляция - 2600 процентов, чтобы аж зашкаливало как от электрошока. Чур меня и всех нас от такого удовольствия. Уж лучше экономить и выкраивать на покупку стиральной машины в режиме кризиса вялотекущего. 

Ирена ТАТОНОВА.