Московские новости. Личная подушка безопасности

2011-12-09

Россияне стали отказываться от крупных покупок В России отмечается падение потребительского спроса. Такой вывод содержится в исследовании холдинга «Ромир». По мнению экспертов, это может привести к замедлению роста российской экономики.

Согласно данным «Ромира», 33% россиян этой осенью отказались от крупных покупок. Доля таких респондентов меньше, чем на пике прошлого глобального экономического кризиса в ноябре 2008 года (46%), когда «Ромир» проводил аналогичный опрос, однако «близка к опасному уровню, который может начать оказывать негативное влияние на экономическую динамику». Четверть участников опроса (24%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок. Еще 23% участников сказали, что у них и не было в планах на осень никаких крупных покупок, так что им и отказываться ни от чего не пришлось. Каждый пятый участник исследования (20%) затруднился ответить на этот вопрос. В отчете говорится, что «по результатам исследования выявлен достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности». В опросе приняли участие 1000 жителей городов России с населением от 100 тыс. человек в возрасте от 18 до 60 лет из восьми федеральных округов.

15% «отказников» не стали покупать автомобиль. Каждый восьмой респондент (12%) сообщил, что в их семьях осенью этого года не стали делать ремонт в квартире, менять окна, двери или устанавливать сантехнику, кондиционер. Каждый десятый (10%) респондент сказал, что отказаться пришлось от приобретения туристических путевок. 9% не стали покупать дорогую одежду, оргтехнику. И наконец, 7% отказались от приобретения ювелирных украшений.

Советник президента холдинга «Ромир» Игорь Березин сказал «Московским новостям», что если такие пессимистичные настроения потребителей сохранятся на следующий год, то это приведет к проседанию потребительских рынков, розницы и, как следствие, к замедлению роста экономики. «В этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные макроэкономические показатели — курс валюты, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию, но и тем, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности», — говорит Игорь Березин.

Председатель Конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин полагает, что осторожное поведение граждан закономерно, потому что они реагируют на проблемы в мировой и российской экономике. «В кризис надо входить с финансовой подушкой и без долгов», — говорит Дмитрий Янин. Определяющими будут данные о потребительском спросе за декабрь, месяц сезонных трат. По его прогнозам, если в следующем году после трех-четырех месяцев осторожного поведения потребителей не произойдет ухудшения экономической ситуации, спрос поднимется. «Все последние опросы показывают сокращение выручки ритейлеров, например X5 Retail Group, что говорит о падении спроса», — говорит Дмитрий Янин. Рост продаж X5 Retail Group замедлился до 4% в третьем квартале с 11% в первом полугодии, а число покупателей сократилось на 4%.

Людмила Преснякова, директор проекта «Человек и деньги» ФОМ, не разделяет подобных опасений и считает, что колебаний на рынке потребительского спроса нет. «Доля тех, кто покупает, или тех, кто откладывает покупки, стабильна», — утверждает она. Директор по исследованиям НАФИ Диляра Ибрагимова говорит, что после кризиса 2008–2009 годов и на протяжении 2010-го в России сохранялась тенденция накопления гражданами наличных. Однако со второго квартала этого года ожило кредитование, которое вытянуло за собой и кривую потребительского спроса. Эксперт не оценивает третий квартал как время резких колебаний и предполагает, что граждане, имеющие такие возможности, продолжат копить на черный день в умеренных масштабах.

http://mn.ru/business_consumer/20111209/308257494.html