Независимая газета - Государственные пороки частной медицины

07 Ноября 2016

Больше половины граждан недовольны услугами системы здравоохранения 

Социальный блок правительства и социологи начали готовиться к декабрьскому Посланию президента Федеральному собранию. Накануне ноябрьских праздников почти одновременно были опубликованы результаты сразу нескольких опросов о качестве медицинского обслуживания. Эксперты опасаются, что победные реляции Минздрава могут привести к дальнейшему сокращению финансирования бесплатной медицины.

Около 51% россиян недовольны качеством обслуживания в государственных клиниках, которое они оценили в 3,4 балла из 5 возможных. Сервис в частных клиниках нравится им гораздо больше: довольны 68% опрошенных, оценивших его в среднем на 3,9 балла. Такие данные представил исследовательский холдинг "Ромир".

Основная причина недовольства государственными медуслугами заключается в большом количестве посетителей и очередях (48%) и непрофессионализме медиков (47%). Эти же проблемы остаются и у посетителей частных практик, но на столпотворение указал каждый третий недовольный (33%), а недовольны низкой квалификацией и недостаточным профессионализмом врачей 19% клиентов.

Около 27% опрошенных отметили грубость и хамство персонала госмедучреждений, при этом 21% беспокоит низкое качество услуг там, каждый 10-й респондент (11%) пожаловался на неудобное время работы и неудобное расположение (9%).

Как ни странно, 16% опрошенных считают, что даже у частников качество услуг не на высоте. Кроме того, говоря о частных клиниках, респонденты жаловались на навязывание услуг (11%) и непонятную систему скидок (8%).

«Ромир» подчеркивает, что проблемы и в частной, и в государственной медицине во многом похожи: очереди, низкий профессионализм и невысокое качество услуг. В госсекторе это еще отягощено грубостью и хамством персонала при неудобном графике работы, а в частном - навязыванием дополнительных сервисов при непрозрачной системе оплаты.

«Часто опрашивают здоровых людей, которые только понаслышке знают о ситуации в системе здравоохранения. Если опросить только тех, кто сам обращался за медпомощью, а не за справками, то процент недовольных обслуживанием в государственных клиниках был бы еще выше, может быть процентов 80, - сказал «НГ» профессор Высшей школы экономики Василий Власов, комментируя результаты опроса «Ромира».

В начале ноября публиковались результаты и других исследований, которые сравнивают качество медобслуживания в государственном и частном секторах. Как сообщают СМИ, по заказу социального блока такое исследование провел Финансовый университет при правительстве РФ. По его данным, 66% жителей в крупных и средних российских городах довольны качеством медуслуг. При этом отмечается, что доля взрослых россиян, которые посещают платные поликлиники и больницы, выросла с 30% в 2011 году до 40% в 2016-м. Якобы нынешний кризис не привел к сокращению их числа. «В 2016 году мы увидели рост доли потребителей платных медицинских услуг с 34 до 40%», - говорит замректора Финансового университета Алексей Зубец. Однако в прошлом году «Ромир» публиковал данные опроса, согласно которым количество россиян, пользующихся платными медицинскими услугами, сократилось за три года с 67% до 38%.

Внимание к теме платной медицины, возможно, связано с тем, что правительство готовит россиян к необходимости шире раскрывать кошельки при планировании походов в больницу. «Интерес к теме связан с тем, что медобслуживание - это очень чувствительная область, в которой «успешно» сокращается финансирование. Проводя подобные опросы, власти зондируют возможность дальнейшего урезания бюджетных соцрасходов. Ведь Минздрав регулярно отчитывается, что у него все замечательно. А такие рапорты привлекают внимание финансовых властей, которые и смотрят, как бы еще что-нибудь сократить», - рассуждает Власов.

Если бы у людей хватало денег на оплату лечения, они и без подсказок пользовались бы услугами частных клиник, где меньше хамства и очередей, говорят эксперты. Но обнищание приводит к тому, что для многих граждан госклиники остаются единственной надеждой на помощь. Тот же Финансовый университет отметил, что к 2016 году доля тех, кто пользуется услугами государственной бесплатной медицины, выросла до 72%.

Анатолий Комраков


Поделиться в соцсетях: