Независимая Газета - Низкие доходы выгнали россиян из гипермаркетов

2014-11-27

Население поневоле повернулось к отечественному производителю 

Граждане РФ переходят в режим экономного потребления. Девальвация рубля, удорожание импортных товаров, продуктовое эмбарго и инфляция заставляют россиян экономить и менять покупательские привычки. Люди увеличивают расходы на продукты и сокращают траты на одежду, обращают больше внимания на российские товары и уходят из гипермаркетов. 

Последние несколько месяцев изменили потребительскую корзину россиян. Как зафиксировали специалисты Левада-Центра, население стало чаще выбирать отечественные продукты питания, хотя большинство из 1600 опрошенных по-прежнему отдают предпочтение импортной одежде и обуви. 

По данным опубликованного вчера ноябрьского опроса, российские продукты советуют покупать 85% респондентов (в 2012 году - 79%), а импортному производителю доверяют только 7% (в 2012 году - 16%). Товары длительного пользования, предметы домашнего обихода следует покупать импортные, уверены 50% опрошенных (в 2012 году - 60%), при этом 37% респондентов выбрали бы российского производителя (в 2012 году - 31%). 

С одеждой и обувью ситуация за два года мало изменилась: в позапрошлом году российские марки предпочитали 42% опрошенных, в этом году - 39%. Импортную одежду покупали 50 и 49% соответственно. 

Аналитик компании РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина признает: девальвация рубля сделала импорт менее привлекательным и доступным с точки зрения цены. "Если еще в 1-м квартале доля импортного продовольствия достигала 30%, то сейчас доля импорта не превышает и 20%, причем в основном это импорт из стран ближнего зарубежья, главным образом СНГ. И это касается не только продовольствия. Импорт одежды, по данным Федеральной таможенной службы, в физическом выражении за январь-сентябрь просел в пределах 3,5%", - говорит эксперт. 

Изменения в продуктовую корзину россиян внесло и продуктовое эмбарго: в конце октября в исследовательском холдинге «Ромир» сообщили, что 8% граждан начали покупать альтернативные исчезнувшим марки и бренды. «Месяц назад такой ответ давали вдвое меньше респондентов. То есть можно утверждать, что россияне постепенно приспосабливаются к новым продуктовым реалиям», - констатировали социологи. 

Заместитель финансового директора компании АКИГ Инна Тимошенко полагает, что сейчас существенно снизить ежедневные расходы поможет заблаговременное планирование предстоящих покупок, ведение учета расходов и сравнение цен в разных торговых точках для выбора более приемлемого варианта для себя. То, что россияне из-за падения доходов стали более ответственно подходить к покупкам, констатируют и ритейлеры. Они отмечают, к примеру, что люди делают покупки чаще, но покупают меньше, реже выбирают товар по количественным акциям, стараются не приобретать больше, чем им нужно. В связи с этим несколько уменьшается число покупателей в гипермаркетах, зато люди чаще ходят в небольшие магазины у дома. 

«Люди хотят покупать более точечно», - цитирует Интерфакс гендиректора компании «Спар ритэйл» Максима Гришакова. Отметим, что «Ромир» фиксировал изменение предпочтений россиян и в более раннем своем исследовании - еще в апреле, после первой волны девальвации рубля. «Чуть менее половины респондентов (40%) ответили, что в связи с повышением цен они никак не изменили своих покупательских привычек - покупают те же товары, что и раньше. В то время как больше половины участников опроса в ответ на подорожание некоторых товаров пытаются свои траты оптимизировать. Причем оптимизация в Москве и остальных городах страны имеет свои особенности. 

Москвичи, например, предпочитают обходить большее количество магазинов в поисках выгодной цены либо ищут более дешевую альтернативу привычным маркам и брендам. Жители же других российских городов предпочитают делать запасы определенных товаров, если находят их по выгодной цене. О непосредственной экономии в связи с растущими ценами заявили 15% горожан и 19% москвичей - они продолжают покупать привычные товары, но в меньших объемах. А вот отказываются от определенных категорий товаров в целях экономии 9% жителей российских городов и 13% москвичей», - говорилось в одном из опросов холдинга. 

«Девальвация, рост цен на импортные продукты и инфляция большинству работающих россиян не в новинку, так что определенная модель потребительского поведения на черный день уже выработана, - соглашается директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. - В целом можно отметить, что сейчас россияне стали более бережливыми и подходят к совершению покупок прагматично. Согласно данным опросов, до 65% уже сократили расходы на покупку одежды, более половины стали экономить на развлечениях и питании вне дома. 

Что касается перехода на отечественные продукты, то эта тенденция наметилась задолго до резкой девальвации рубля и была спровоцирована введением частичного запрета на импорт». По прогнозам эксперта, в первом квартале будущего года значительно вырастут цены на электронику и одежду, что вызовет еще большее сокращение спроса. 

«Сейчас россияне продолжают совершать отложенные покупки в ожидании дальнейшего роста цен, да и запасы ритейлеров, приобретенные по старым закупочным ценам, исчерпаны не до конца. Однако уже в январе ситуация может измениться не в лучшую сторону», - предупреждает Горшенева. 

Алина Терехова