Независимая газета - Пенсионная реформа меняет смысл работы учителя старшего возраста

21 Июня 2018

Эксперты задумались о последствиях предлагаемого нововведения для школы и образования в целом

Министр просвещения Ольга Васильева поддержала пенсионную реформу. А представители профсоюзов еще не пришли к единому мнению по решению этого вопроса. Тема, считают они, очень сложная и требует всестороннего и вдумчивого анализа.

На днях министр просвещения РФ Ольга Васильева выразила свое мнение по поводу пенсионной реформы. Мы живем по пенсионному законодательству 1930 и 1956 годов. С официального установления действующего пенсионного возраста в СССР прошло уже более 60 лет. За этот период трудоспособность не могла не измениться, передает мнение Ольги Васильевой агентство Интерфакс. Она также рассказала о случаях, когда опытные педагоги вынуждены покинуть свое место в школе по достижении 55–60-летнего возраста, в то время как они еще очень  нужны своим коллективам.

А в обществе полного одобрения возможного нововведения  нет. Пенсионную реформу одобрили только 8% граждан, показал опрос, проведенный исследовательским холдингом «Ромир», среди молодежи – 12%. У подавляющего большинства наших граждан грядущая пенсионная реформа не вызывает энтузиазма.

Не поддерживают идею безоговорочно и профсоюзные лидеры. «Сейчас учителя могут отработать 25 лет с учетом определенного количества часов в школе и выйти досрочно на пенсию, – заявил заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко, – для многих это было преимуществом работы в школе, а для хороших специалистов – аргументом оставаться в небольших городах, потому что они досрочно получали пенсию, и это было хорошим подспорьем. При увеличении срока выхода на пенсию в этом больше не будет смысла, и возникает риск утечки профессионалов в большие города и мегаполисы, потому что им придется искать работу с более высокой заработной платой».

Кроме того, в профсоюзах учителей и медработников уверены, что повышение пенсионного возраста приведет к падению качества работы. Часть наших экспертов эту версию считает спорной. Едва ли ситуация может повлиять на школьный процесс  существенным образом. Да, возможно, что повышение срока выхода на пенсию учителей не обрадует. Но… куда податься педагогу небольшого городка или сельской местности? Выбор рабочих мест невелик, и сорваться с насиженного места человеку после 45 лет довольно трудно.

Посмотрим, например, кто работает и будет работать в школе. Недавно Российская академия народного народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ провела исследование о привлекательности школы для учителей с их же точки зрения. По мнению респондентов, школа привлекательна для молодых специалистов стабильностью, режимом работы и творческой составляющей профессии. Но… Молодые специалисты в школу работать не пойдут, уверены участники опроса.

Есть такая широко распространенная идея, что для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны прийти работать молодые педагоги. Подавляющее большинство опрошенных РАНХиГС (80%) уверены, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава. Но другие данные говорят, что обновление кадрового состава молодыми педагогами, произошедшее в образовательных учреждениях в последнее время, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. (Справедливости ради, надо отметить, что процесс обновления педагогических коллективов пока не столь активный).

Сегодня многое делается в школе, чтобы привлечь молодых учителей. Например, разработана целая система карьерного роста педагогов. Да, отмечают исследователи РАНХиГС, молодых людей интересует карьера. Но, как свидетельствуют данные опросов, уже к 35 годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1% молодых учителей, то в возрасте 36–45 лет таковых уже - 18,4%. То есть молодой педагог в школе может и не оправдать ожиданий общества. И школа ему не интересна, и старое поколение не пустит. Это с одной стороны.

С другой стороны, как быть с тем, что поколение юных россиян, живущих, по сути, в «электронном» обществе, будут учить «бабушки» и «дедушки»? В общем, тема тоже непростая… По сути, пожилым людям предстоит обрести «второе дыхание», совершив переход в технологическую революцию.

Наталья Савицкая


Поделиться в соцсетях: