Независимая Газета - Весна в экономике наступит не скоро
Промышленность не успевает за докризисным оптимизмом россиян
Магазины не почувствовали на себе весеннего оптимизма россиян. Социальное самочувствие россиян в марте улучшилось - по данным социологов, люди скорее положительно оценивают экономическую ситуацию в стране и собственный материальный уровень. Некоторые показатели впервые достигли докризисного уровня - после 2009 года такой оптимизм наблюдался редко. Однако экономисты и промышленники радоваться не спешат - люди, может быть, и надеются на весну в экономике, но сами больше тратить не стали, а значит, и на подъем производства в ближайшее время рассчитывать не приходится.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зафиксировал в марте небывалое улучшение социального самочувствия россиян. Некоторые показатели оказались настолько высоки, что заставили социологов говорить о возвращении на докризисный уровень. Так, индекс оценок экономической ситуации в стране в марте подскочил с февральских 40 до 58 пунктов. "Более высокие значения наблюдались ранее лишь до 2009 года", - отмечается в исследовании. Поднялся на девять пунктов индекс социального оптимизма, показывающий, как россияне оценивают будущее, - он достиг 71 пункта, а индекс удовлетворенности жизнью, который также составил 71 пункт, повторил прошлогодний исторический максимум.
Отметим, что индексы социального самочувствия ВЦИОМа рассчитываются как разница положительных и отрицательных оценок, соответственно чем оптимистичней настроены респонденты, тем выше показатели. Значения индексов могут колебаться от -100 до 100. Результаты выше 70 выглядят очень неплохо. Однако по данным других статистических ведомств, до возвращения на докризисный уровень россиянам пока далеко.
Согласно исследованию, проведенному холдингом «Ромир», радужные ожидания россиян никак не повлияли на их потребительское поведение. Как, впрочем, «и внешние шоки» - ослабление рубля, включение в состав страны новых субъектов и угроза санкций Запада.
«Потребители ведут себя как ни в чем не бывало. В марте 2014 года повседневные потребительские расходы номинально выросли на 9% по сравнению с февралем. Но такой рост - не более чем традиционно сезонный», - отмечают эксперты компании.
Созвучным с данными «Ромира» оказался и сводный опережающий индекс (СОИ), который ежемесячно рассчитывает Высшая школа экономики (ВШЭ). В марте он практически не изменился по сравнению с февралем и составил -0,9%. Внутренний спрос не растет, новых заказов не появляется, а значит, наращивание производства в ближайшее время находится под большим вопросом, объясняют экономисты ВШЭ.
«Важную роль в снижении СОИ сыграло также падение фондового индекса. Хотя к концу месяца оно и было в значительной степени отыграно, политическая ситуация пока не устоялась, поэтому инвесторы продолжают нервничать. Произошедшее за январь-март ослабление реального эффективного курса рубля на 6,2% несколько повысило конкурентоспособность российских производителей, однако этого явно недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию», - говорится в опубликованном вчера обзоре Центра развития ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе».
Спад производства скорее всего неизбежен, сообщают экономисты, а стагнацию производства на протяжении еще нескольких кварталов можно считать «оптимистическим сценарием». Индекс потребительской уверенности за первый квартал 2014 года, который Росстат рассчитал в феврале и обнародовал в понедельник, также не предвещал никаких скорых разительных перемен. Он составил -11%, как и в предыдущем квартале.
При этом в будущее россияне смотрели пессимистично - из 5 тыс. респондентов положительных изменений в ближайший год ждали 15%, отрицательных - в два раза больше, 30%. Остальные 55% высказались нейтрально. Руководитель аналитического департамента компании Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова не удивлена, что исследования ВЦИОМа и Росстата так отличаются, ведь в одном случае речь идет об эмоциях, а в другом - о содержимом кошелька.
«Данные Росстата направлены на исследование финансов населения, их текущей позиции, готовности к покупкам, оценки экономической ситуации в разрезе собственных доходов. В то же время ВЦИОМ исследовал настрой и субъективную оценку экономических перспектив в разрезе общемировых масштабов. Победа в медальном зачете в Олимпиаде, присоединение Крыма сыграли здесь большую психологическую роль в определении нашей страны как сильной, готовой решать любые проблемы и идти вперед. Это скорее исследование психологического настроя, а не экономической оценки, - рассуждает Самойлова. - В отношении данных Росстата стоит сказать, что основным фактором пессимизма, несомненно, является продолжающееся падение национальной валюты, которое уже привело к повышению импортных цен».
По мнению эксперта, последствием такого пессимистичного настроя может стать сокращение потребительских расходов и рост сбережений, что будет и дальше ограничивать деловую активность в реальном секторе экономики. Глава подразделения Philips «Потребительские товары» в России и СНГ Максим Кузнецов считает, что экономические условия меняют лишь подход людей к совершению покупок - они не отказываются от новых товаров, но стараются быть более рациональными и информированными, больше интересуются современными технологиями, тщательнее планируют свой бюджет и сознательнее относятся к финансовым рискам. Но по-прежнему готовы дорого платить за товар, показавшийся им достойным и полезным.
Алина Терехова
Поделиться в соцсетях: