Новые Известия - Бум потребления от испуга

16 Октября 2013

Население активно тратит деньги, не откладывая их на «черный день»

Последние социологические исследования наглядно демонстрируют озабоченность россиян своим завтрашним днем. Они с большим энтузиазмом тратят деньги на дорогостоящие покупки сегодня, так как не уверены, что смогут сделать это завтра за обесцененные инфляцией и ростом цен рубли.

Таковы данные опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир. Эксперты отмечают заметную перемену в потребительских настроениях населения. Так, в сентябре текущего года на вопрос, какие крупные покупки были совершены в семье за последние полгода, только 22% опрошенных ответили, что никаких. 

Хотя еще полгода назад, в марте, аналогичный ответ дали 32% населения. В 2012 году этот показатель составлял 24%, а в 2011-м – 21%, таким образом, очевидно, что население возвращается к объемам потребления двухлетней давности. 

«В первой половине года люди были напуганы перспективой кризиса и старались снизить свои расходы. Теперь же считают, что сберегать не имеет смысла, и стараются обеспечить желаемый уровень жизни, увеличивая объем крупных и повседневных расходов», – говорит «НИ» старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По сравнению с мартовскими цифрами в сентябре 2013 года объем крупных расходов вырос по всем статьям, кроме «покупки автомобилей». Особенно заметный и значительный рост специалисты отметили в пунктах «одежда», «мобильные телефоны» и «отдых, поездки». 

И если в последнем пункте изменения потребительского мнения можно объяснить сезонностью отпусков, характерной для нашей страны, то факт, что «одежда» и «мобильные телефоны» являются самыми распространенными крупными покупками, говорит только об оживлении потребительского спроса и сдвиге его в сторону более дорогих товаров и моделей. 

Помимо крупных, дорогостоящих сделок потребители стали тратить больше денег и на повседневные расходы. Так, в сентябре 2013 года показатель повседневных расходов вырос на 4% по сравнению с августом 2013 года и на 15% – с сентябрем 2012-го. Важным моментом здесь является изменение структуры этих расходов: население стало тратить на 10% меньше на продукты питания и в полтора раза больше на непродовольственные товары. 

АРИНА РАКСИНА


Поделиться в соцсетях: