Новые известия - Дольче вита отменяется. Россияне стали экономить на маленьких радостях

05 Июля 2012

Социологи констатируют ухудшение потребительских настроений в стране. В первый летний месяц падение их индекса зафиксировали сразу несколько исследовательских центров. Кроме того, покупатели начинают отказывать себе в простых удовольствиях, таких, к примеру, как шоколад или кофе. Эксперты объясняют такое поведение ожиданием скорого ухудшения экономической ситуации.

Тенденцию падающего спроса на пищевые излишки зафиксировал исследовательский холдинг Ромир, ежемесячно рассчитывающий индекс "Кофе с молоком" (КсМ), базой для которого является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. Иными словами, товаров, не входящих в список первой необходимости, которые покупают, чтобы себя побаловать. Как известно, Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров, но не так уж много любителей этого напитка среди взрослого населения. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной или кипяченой воды, а то и вовсе из-под крана. Шоколад же, который в отличие от сахара входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с молоком" являются, по сути, элементарным набором простых удовольствий.

В своем последнем замере индекса КсМ специалисты Ромир обнаружили, что в мае 2012 года индекс снизился по сравнению с апрелем на 8%. Сезонное снижение оказалось более глубоким, чем в предыдущие годы, что смущает исследователей. Так, в 2011 году майское снижение составило 5,5%, а в 2010 году - 1,5%. В Москве же индекс и вовсе снизился сразу на 10%. Более того, в мае текущего года уменьшились не только объемы потребления продуктов, формирующих индекс, но и средние траты на их приобретение. Покупать же кофе, молоко и воду стали преимущественно в дискаунтерах (магазинах, торгующих в розницу по ценам, близким к оптовым). Социологи считают, что все это говорит о том, что потребители стали еще более тщательно оптимизировать свои повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если ранее такое поведение было характерно в большей степени для средне- и малообеспеченных групп населения, то в мае экономный стиль потребления охватил и граждан с высоким уровнем семейных доходов (свыше 25 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи). Майское снижение объемов потребления продуктов, входящих в индекс КсМ, можно было бы объяснить длинными майскими праздниками, отъездом россиян на отдых или за город. Но сокращение средних трат говорит скорее о том, что потребители решили сэкономить на традиционных простых удовольствиях, констатирует Ромир.

Старший аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов считает результаты исследования Ромир свидетельством довольно пессимистичных предчувствий россиян. "Низкая инфляция также влияет на эту ситуацию, но я скорее склонен связывать это с ожиданиями второй волны кризиса, - пояснил "НИ" аналитик. - Дело в том, что сейчас также наблюдается активный рост спроса на непродовольственные товары, в частности на бытовую технику и электронику. То есть, видимо, потребители ожидают скорого ухудшения экономической ситуации: падения курса национальной валюты, роста инфляции и, соответственно, снижения покупательской способности рубля. Так что закупаются некоторыми товарами впрок". Слова аналитика подтверждаются другими исследованиями. Вчера "Левада-Центр" опубликовал свой индекс потребительских настроений, который в первый месяц лета упал на 10% по сравнению с маем, откатившись до уровня полугодовой давности. Одновременно с этим ухудшились оценки текущего состояния и ожидания на будущее. Пессимизм россиян в наибольшей степени проявился в отношении оценок перспектив экономического развития страны в ближайший год.

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО


Поделиться в соцсетях: