Новые известия - Гадание на кофейной гуще

2012-09-19

Отказ населения от излишеств в еде, фиксируемый социологами с мая, предвещает наступление кризиса 

Сумма, которую потребители тратят на кофе, порой может сказать больше, чем прогнозы Минфина. В августе россияне снизили потребление маленьких гастрономических радостей - об этом говорится в данных ежемесячного мониторинга "Кофе с молоком", в котором исследовательский холдинг Ромир исследует динамику цен и объемов потребления продуктов, не входящих в список первой необходимости. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что люди затаились перед кризисом и стали осторожнее вести себя в повседневных тратах. 

Базой для расчета индекса "Кофе с Молоком" (КсМ) является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти продукты были выбраны, поскольку они являются не предметами первой необходимости, а скорее маленькими радостями, которые позволяют себе россияне. К примеру, тот же шоколад в отличие от сахара не входит в минимальную потребительскую корзину. По мнению социологов, данный индекс фактически демонстрирует "экономическую уверенность" россиян. 

Как ранее уже сообщали "НИ", весной социологи зафиксировали ухудшение потребительских настроений граждан. В своем замере индекса КсМ за май специалисты Ромир увидели его снижение на 8% в сравнении с апрелем. При этом оно оказалось более глубоким, чем в предыдущие годы, что несколько смутило исследователей. Так, в 2011 году майское снижение составило 5,5%, а в 2010 году - 1,5%. В августе индекс КсМ снизился по сравнению с июлем почти на 5%. По сравнению с августом 2011 года рост индекса составил только 2,5%. Социологи полагают, что данному явлению можно дать два объяснения. 

Первое - существенное снижение темпов инфляции на продовольственном рынке в летние месяцы. Второе, которого придерживаются специалисты Ромир, заключается в том, что россияне затягивают пояса, предчувствуя кризис. Как показывает исследование, падение индекса КсМ в августе было связано в первую очередь со снижением потребления бутилированной воды на 16% по сравнению с июлем. Впрочем, сделать вывод о предкризисных опасениях россиян социологов вынудил другой момент.

В августе снизилась средняя цена приобретаемого кофе, который является показательным напитком: с одной стороны, это не товар первой необходимости, о его пользе спорят, у него есть много более дешевых заменителей, в том числе чай. Ни в какие потребительские корзины он не входит, то есть без этого продукта можно легко обойтись. С другой стороны, это массовый напиток, лишь немного уступающий по распространенности чаю. Его потребляют все вне зависимости от уровня доходов, различия имеются лишь в цене. Кто-то покупает кофе по 150 рублей, кто-то - по 300 рублей. А объем потребления в натуральном выражении практически не различается между малообеспеченными гражданами и людьми с высоким уровнем доходов. 

Соответственно, когда на протяжении четырех месяцев наибольшим спросом пользуется кофе по 300 руб., а потом вдруг потребители массово переориентируются на более дешевый аналог - по 200 руб., маркетологи и социологи расценивают это как резкое изменение потребительских настроений людей. 

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО