Новые известия - Имей в СТО друзей. Починить машину и не стать жертвой мошенников становится все труднее

25 Сентября 2012

Ремонт старой машины может стоить дороже, чем покупка новой. 

В 2012 году россияне сократили расходы по всем основным статьям семейного бюджета, за исключением ремонта автомобилей, свидетельствуют результаты опубликованного на днях опроса исследовательского холдинга "Ромир". На заботе граждан о личном транспорте наживаются на станциях техобслуживания (СТО), выставляя астрономический счет даже за ремонт "Жигулей", меняя исправные запчасти на исправные либо взимая деньги за работу, которая не была сделана. Эксперты рекомендуют либо научиться ремонтировать машину самому, либо просто разбираться в устройстве автомобиля, потому что чем меньше человек в этом смыслит, тем больше он автосервису заплатит. 

Президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий недавно сам едва не стал жертвой "развода" со стороны недобросовестных ремонтников. "Я загнал свой Ford на гарантийное техническое обслуживание. Оставил машину у дилера и ненадолго отъехал. Вскоре мне звонит мастер и трагическим голосом сообщает, что тормозные диски у моего автомобиля практически полностью изношены и требуют срочной замены. Но я ведь знаю, что езжу аккуратно, поэтому за 30 тысяч километров пробега просто диски невозможно так "убить". Поэтому я сразу отказался от замены", - рассказал "НИ" Антон Недзвецкий. 

Так мужчина сохранил себе немалые деньги: расценки на эту работу вместе со стоимостью запчастей начинаются от 40 тыс. рублей. У автосервисов существует масса возможностей обмануть несведущих людей. "Самый яркий пример - по объему работ, которые навязывают клиенту, но которые ему не нужны. Причем такая практика существует не только на небольших станциях техобслуживания, но и у известных дилеров", - утверждает г-н Недзвецкий. По его словам, "очень часто разводят невнимательных людей и девушек, которые мало что понимают в машинах". Политика же многих автосервисов такова, что "в задачу мастера-приемщика входит навязывание большого количества работ", и "если человек приехал на станцию с одной проблемой, ему наверняка найдут еще и другие и настоятельно порекомендуют их устранить прямо здесь и сейчас". Зато гарантийный ремонт автосервисы постараются переложить на клиента. 

Так произошло с жителем Екатеринбурга Евгением Россолом. Спустя два месяца после приобретения им нового внедорожника Subaru Forester у автомобиля отказали амортизаторы и задний мост. В автосалоне бесплатно ремонтировать машину отказались, заявив, что неисправность возникла из-за неаккуратной езды, а это не гарантийный случай. После этого раздосадованный клиент разместил неподалеку от автосалона билборд, на котором кратко рассказал свою историю, а также указал свой контактный телефон. 

По словам г-на Россола, в течение нескольких дней ему позвонили пять человек, которые собирались приобрести иномарку, но в итоге отказались от своих намерений. Избежать обмана в автосервисе обычному человеку крайне сложно, констатирует Антон Недзвецкий. Поэтому он рекомендует не оставлять машину без присмотра на станции техобслуживания даже ненадолго. "Идеальный вариант - находиться во время ремонта рядом с автомобилем, чтобы мастера смогли продемонстрировать обнаруженные неисправности и объяснить, чем именно они вызваны", - добавляет специалист. Он советует не забывать правило, гласящее, что "чем меньше понимаешь в автомобиле, тем дороже выйдет его ремонт". 

Часто представители автосервисов запрещают клиентам находиться в ремонтной зоне, ссылаясь на технику безопасности. Однако право клиента находиться рядом со своим автомобилем даже во время ремонта гарантировано постановлением правительства РФ №290 "Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств", а также закреплено в Гражданском кодексе. Оставлять машину на станции техобслуживания без присмотра не стоит и по другой причине. В начале этого года житель Ульяновска менеджер Юрий Никоноров оставил свой Mitsubishi Pajero на ремонт в местном автосервисе после того, как обнаружил проблемы с подвеской. Однако после выполненного ремонта, как рассказал "НИ" ульяновец, "в подвеске появился новый, какой-то совершенно ужасный стук". Вечером мужчина просмотрел запись установленного в его автомобиле видеорегистратора и был шокирован: "Автомеханики с криками катались на моем автомобиле по городу. 

Затем они, включив только задний привод, с дрифтом входят в повороты, и все это у них вызывает детское восхищение и неподдельную радость! На записи также отчетливо видно и слышно, как они попадают в большую яму на дороге". После того как разгневанный автовладелец устроил разбирательство, представители автоцентра заявили, что "с ответственными лицами была проведена разъяснительная беседа". Однако в поездке механиков на клиентском автомобиле представители сервиса не увидели ничего криминального, пояснив, что "имел место тест-драйв, который якобы был согласован с автолюбителем". Сотрудник одного из крупных российских техцентров признался "НИ", что на автомобилях клиентов катаются почти во всех автосервисах: "Как правило, в договоре, который составляется перед проведением ремонтных работ, оговаривается возможность тестовых поездок для проверки, устранена неисправность или нет. Этим и пользуются работники сервисов, которым, например, надо съездить по своим личным делам или же банально за пивом в магазин". Так, весной прошлого года в Курске сотрудники ГИБДД задержали водителя автомобиля Volkswagen. Нарушитель пытался уйти от преследования, однако не справился с управлением и врезался в дерево. Тогда-то и выяснилось, что владелец автомобиля оставил его в автосервисе, а один из механиков решил с ветерком прокатиться по ночному городу на машине клиента. Серьезная проблема заключается в том, что люди, как правило, не читают заключаемые договоры, сетует в беседе с "НИ" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: "Договор - это ведь не догма. Если вам не нравится какой-либо из пунктов документа, то не надо стесняться об этом говорить. Не хотите, чтобы на вашей машине проводили тест-драйв после ремонта без вашего присутствия, - исключите этот пункт. Если представители автосервиса упорствуют и не хотят менять условия договора, то в таком случае имеет смысл подыскать другой автосервис". Еще один вид обмана в автосервисах связан с взиманием платы за работу, которая не была сделана. 

Представители СТО по такому поводу любят вспоминать анекдот про человека, который приходит за машиной и получает в сервисе список произведенных работ. Обычно он оплачивал не глядя и уходил, а тут решил изучить калькуляцию. Смотрит, а в одном разделе написано "прокатило - 10 000 рублей". Он мастера спрашивает, мол, а что это? А тот в ответ вычеркивает: "Ну не прокатило". "Часто, когда человек приезжает на гарантийное техобслуживание, ему не меняют жидкости, которые должны были заменить согласно регламенту. Порой не меняют свечи зажигания. При этом в багажник клиенту кладут коробку со старыми свечами - якобы доказательство того, что "расходники" заменили. Однако нет никакой гарантии, что эти свечи не взяли с ближайшей помойки", - рассказал "НИ" работник одного из московских автосервисов. 

По его словам, различные способы обмана клиента практикуются и при покупке человеком нового автомобиля - например, берут деньги за "установку" оборудования, которое уже поставлено заводом-производителем: "Был случай, когда человеку продали парктроники, которые уже и без того входили в комплектацию автомобиля. Получается, что за них клиент заплатил дважды". Прежде чем ехать на ремонт, следует навести справки о станции техобслуживания, рекомендует в беседе с "НИ" администратор одной из автомобильных групп в социальной сети, юрист Сергей Горбунов. По его словам, большинство авторемонтных мастерских пытается всячески обмануть клиента: "Объем ремонта и его стоимость обязательно следует обсуждать и согласовывать перед проведением работ, а не после". 

Нередко согласование выявленных неисправностей происходит с клиентом по телефону, однако этого допускать ни в коем случае нельзя, говорит правозащитник Виктор Травин: "Потом, когда вам выставят внушительный счет, сложно будет доказать, что вы не рассчитывали на столь дорогостоящий ремонт". По словам экспертов, вероятность быть обманутым снижается, если человек ремонтирует свою машину в одном и том же проверенном автосервисе. Еще один способ обезопасить себя - привести с собой стороннего специалиста. Если среди знакомых такого не нашлось, его можно нанять. Стоит это совсем недорого по сравнению с расценками на серьезные ремонтные работы, которые могут навязать не разбирающемуся в автомобилях клиенту. 

В НЕМЕЦКИХ АВТОСЕРВИСАХ МОЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ МАШИНУ САМОМУ 

Качество работы более 40 тыс. автомастерских Германии контролируется сразу несколькими ведомствами. Например, Gewerbeamt - учреждение, регистрирующее предпринимателя, проверяет наличие у него специального образования. Безопасность оборудования, установленного в автосервисе, проверяют инженерная служба инспекции TUV и отраслевой профсоюз. Немецкий клуб автомобилистов (ADAC) часто без предупреждения направляет в ту или иную автомастерскую автомобиль с неисправностями, и, если после ремонта обнаруживается, что отремонтировано не все, это влечет низкий балл теста и более бдительный и регулярный контроль. В ценообразование государство не вмешивается. Однако санкции могут последовать, если владелец автосервиса будет уличен в систематическом занижении цен, так как это может привести к разорению конкурентов. В Германии на станции автосервиса вы не увидите табличку: "Заходить без мастера в зону ремонта запрещено". Напротив, если клиент хочет сэкономить, он может арендовать подъемник (что стоит всего 10 евро), а также любой инструмент и здесь же в автосервисе попытаться заменить деталь или что-то отремонтировать собственноручно. Примечательно, что в этом случае автомеханик сервиса консультирует хозяина машины по поводу производимой им операции бесплатно. Страха, что в автосервисе тебя обманут или проведут некачественную диагностику, у немецких автовладельцев нет. "Противоборство" автомеханика и хозяина машины может состоять лишь в том, что первый будет стремиться заменить весь узел, а второго устроила бы замена лишь вышедшей из строя конкретной детали этого узла, что, естественно, обошлось бы намного дешевле, но снизило бы гарантии качества ремонта. 

Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен 

В США НЕИСПРАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ ЧИНЯТ ПО СТРАХОВКЕ

Американские автосервисы вынуждены выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Поэтому завышение цен на ремонт или замена исправных деталей - явление неслыханное. В транспортном департаменте чикагской администрации "НИ" заверили, что у них не было подобных жалоб от жителей города на протяжении многих лет, и такого рода судебных дел чиновники также не помнят. Условия взаимоотношений клиента и автосервиса в США существуют разные. При покупке машины клиент может приобрести страховку на бесплатный ремонт машины, ее периодическое мытье и замену масла. Сроки действия таких страховок различны. Например, корреспондент "НИ" недавно купил новый Ford со страховкой на ремонт на пять лет. У других дилеров продолжительность страховки определяется не годами пользования новой машиной, а километражем пробега. К услугам же тех, кто не купил страховку, множество компаний, которые обычно совмещают ремонт машин с продажей бензина. Поэтому стоимость основных видов ремонта, как и цена галлона бензина, обычно указывается еще при въезде в автосервис, а также в рекламных материалах.

МИХАИЛ БЕЛЫЙ


Поделиться в соцсетях: