Новые известия - Кредитная история

2012-09-26

Треть россиян, занимавших деньги у банка, не хотели бы воспользоваться этой услугой еще раз

Наши соотечественники уже свободно обращаются с кредитами, у населения сформировался устойчивый стиль пользования этой финансовой услугой, выяснили социологи. Так, до свадьбы люди берут в долг у банка, чтобы купить мебель и бытовую технику, молодоженам более интересны автокредиты и ипотека, у людей старшего поколения востребован кредит на неотложные нужды. Вместе с тем более трети заемщиков сталкиваются с проблемами при выплате займа. Эксперты объясняют это неспособностью заемщиков просчитать риски. Однако и банки зачастую предпочитают об этих рисках не предупреждать. 

Несмотря на популярность банковского кредитования среди россиян, в обществе по-прежнему высок уровень недоверия к займам: чуть больше трети (36%) горожан называют кредит "долговой ямой", из которой трудно выбраться. Такие выводы содержатся в исследовании холдинга Ромир. При этом 44% респондентов воспринимают данную финансовую услугу как необходимость при совершении крупной покупки, а 15% опрошенных полагают, что кредит - обычное средство для повышения уровня жизни. Чаще остальных кредитом пользуются горожане 25-34 лет со средним доходом, живущие в гражданском браке.

То есть молодые люди, которые начинают совместную жизнь и обустраивают свое первое жилище, занимая у банка средства для покупки мебели и бытовой техники. Автокредиты и ипотечные займы также несколько больше, чем в среднем по выборке, популярны среди молодых людей, но уже состоящих в законном браке. А кредитами на неотложные нужды значительно активнее других респондентов пользуются граждане 35-44 лет со средним уровнем дохода. Если говорить в целом, то самым популярным является потребительский кредит: в этом году его брали 45% респондентов. Далеко позади кредит на неотложные нужды - 14%. Еще менее популярны автокредит (8%) и ипотека (8%). Не обращались за кредитом в минувшем году 40% опрошенных. Решив взять кредит, заемщики в первую очередь обращают внимание на процентную ставку - девять из десяти опрошенных (87%) дали такой вариант ответа. 

Немаловажными для заемщиков являются и такие факторы, как возможность досрочного погашения кредита (58%), удобство погашения (47%) и срок, на который он выдается (45%). На вопрос, был ли опыт пользования кредитами удачным или нет, ответы распределились следующим образом. Шесть из десяти респондентов (60%) ответили, что брали кредиты и не преминут воспользоваться этой услугой еще раз в случае необходимости. Однако более трети бывших заемщиков (37%) заявили, что не хотели бы больше брать деньги в долг у банков. Данные Ромир совпадают с цифрами, которые получили эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в ходе аналогичного опроса, проводившегося в этом году.

Так, по данным НАФИ, почти каждый второй россиянин имел опыт кредитования в последние 12 месяцев, однако почти треть из них испытывали затруднения при внесении очередного платежа по кредиту. Чаще всего проблемы с выплатами возникали у самых молодых клиентов - от 18 до 24 лет. "Этот показатель не критичен, но внушает определенные опасения, поскольку мы видим, что указанная категория людей не являются максимально надежными плательщиками, - поясняет "НИ" директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова. - У многих россиян не совсем правильное и четкое финансовое поведение при кредитовании". 

Причины такого поведения, по мнению эксперта, нетрудно объяснить. Речь идет о цепочке факторов, которые в итоге и приводят к проблемам. "Здесь очень важную роль играет уровень доходов россиян, который невысок, - поясняет г-жа Барабанова. - Поэтому люди мало вовлечены в сегмент финансовых услуг. Отсюда маленький накопленный опыт, который тащит за собой другую проблему - финансовую неграмотность". В итоге, с одной стороны, заемщики не понимают сути услуг, с другой - при принятии решения об обращении за кредитом ведут себя иррационально. "В частности, люди до сих пор, кредитуясь в банке, не осознают полностью условия кредитного договора, - говорит г-жа Барабанова. - Они не читают полностью документ, который подписывают, не изучают паспорт кредита, в котором прописаны все условия. 

Настораживает также спонтанность решения при выборе банка или кредита. Склонность слушать советы родственников и знакомых играет большую роль, чем собственный опыт". Впрочем, как неоднократно сообщали "НИ", негативный опыт взаимодействия заемщика с кредитором в России гораздо чаще возникает по вине последнего. В условиях слабого корпоративного кредитования банки переориентировались на население, причем именно на небогатую и финансово неграмотную его часть. Возможные риски банки закладывают в процентные ставки, что приводит к значительному удорожанию кредитов. Так, ставки по потребительским кредитам оказываются в несколько раз выше инфляции и доходят до 40% годовых. 

При этом на законодательном уровне до сих пор не обеспечена защита заемщиков, не приняты законы о банкротстве физических лиц и о коллекторах, общение с которыми часто и бывает фактором, навсегда отворачивающим людей от кредитных организаций и их услуг. В НАФИ также подметили тенденцию смещения спроса на заемные деньги в регионы. Так, доля должников в малых городах с численностью жителей до 100 тыс. человек превышает аналогичный показатель в столицах и городах-миллионниках (56% против 33% и 50% соответственно). Добавим, что, по данным Ромир, в этом году взять кредит собирается каждый четвертый (26%) горожанин. Отрицательный ответ дали 68% горожан. 

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО