Новые известия - Путь в долговую яму

2015-08-03


Покупки в кредит больше не привлекают потребителей 

Россияне, которые совсем недавно считали займы нормальным способом повышения качества жизни, за последние два года стали покупать в кредит почти в три раза меньше. Об этом свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ), согласно которым по итогам первых пяти месяцев 2015 года отношение объемов выданных необеспеченных кредитов к объемам розничной торговли непродовольственными товарами достигло минимального значения с 2010 года - 7,3%. Максимальное значение было зафиксировано по итогам 2013 года - 19,1%. 

Отчет НБКИ, в котором учитывались данные 3,1 тыс. кредиторов, подводит к однозначному выводу: россияне охладели к еще совсем недавно столь популярным покупкам в кредит. Из каждых 100 рублей, потраченных россиянами на покупку непродовольственных товаров в 2013 году, 19 рублей были взяты в кредит. В 2015 году - только семь рублей. Реже всего россияне покупали в кредит в январе 2015 года. К маю доля таких покупок несколько возросла, но все равно оказалась вдвое меньше прошлогодних значений. 

По оценке гендиректора НБКИ Александра Викулина, низкие результаты необеспеченного кредитования негативно сказываются на обороте розничной торговли и всей ее структуре: растут траты на продукты питания, снижается оборот непродовольственных товаров. Г-н Викулин придерживается мнения, что в складывающейся ситуации "торговым предприятиям и кредиторам необходим поиск новых взаимовыгодных решений, которые стали бы точками роста как для торговли, так и для кредитования". 

Изучившая ситуацию социологическая служба "Ромир" в качестве главного мотивационного основания потребителей, отвергающих кредитные покупки, выделяет нежелание "влезать в долговую яму". Именно так охарактеризовало эту услугу более 50% опрошенных. Свое намерение воспользоваться кредитом в ближайшее время озвучили лишь 12% из них. Для сравнения: 3 года назад, когда проводилось предыдущее аналогичное исследование, подобные планы имели 26% респондентов. Более половины из них относились тогда к приобретениям в кредит как к зарекомендовавшей себя и работающей без сбоев форме совершения крупных покупок. А в ходе нынешнего опроса более половины россиян уже назвали кредиты "долговой ямой", из которой трудно выбраться. 

За три года сократилась и доля тех, кто брал и выплачивал кредиты, - с 58% до 44%. Причем социологи прогнозируют, что обозначившаяся тенденция к сокращению только усилится. Так, количество купленных в кредит автомобилей за минувший год упала с уровня в 45% до 20% от общего числа автопродаж. 

Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий в беседе с "НИ" объяснил "сжатие" pos-кредитования (именно так банкиры называют кредиты, выдаваемые в точках продаж. - "НИ") в первую очередь снижением его предложения со стороны банков из-за текущего экономического кризиса, а также резким ростом процентных ставок и ужесточением уровня требований к заемщикам. Кроме того, по мнению эксперта, pos-кредиты вытесняются карточными кредитами и займами микрофинансовых организаций, которые кажутся населению более выгодными. Г-н Осадчий напомнил, что несколько лет назад в магазинах часто можно было встретить точки продаж банков, предлагавшие pos-кредиты. Теперь такие пункты почти повсеместно исчезли. 

АЛЕКСЕЙ ГОЛЯКОВ