Новые известия - Война за отечественное

04 Февраля 2013

Ритейлеров хотят заставить формировать ассортимент на треть из российских товаров 

Минпромторг собирается обязать ритейлеров выделить не менее 30% в их ассортименте для товаров легкой промышленности отечественных производителей. Данное обязательство министерство предлагает вписать в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, который был подписан в середине декабря прошлого года. Эксперты обращают внимание, что в последнее время власти все чаще стремятся решить проблемы отечественного производства обязаловкой, вместо того чтобы создавать выгодные условия для производителей, торговцев и потребителей. 

Об инициативе Минпромторга сообщил в пятницу заместитель главы ведомства Виктор Евтухов на заседании президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Речь идет в первую очередь о российском текстиле, под который торговым сетям предлагается отдавать не менее трети полок. Данный пункт будет прописан в Кодексе добросовестных практик - межотраслевом документе, устанавливающем основные принципы взаимодействия ритейлеров и их поставщиков, который готовился в течение нескольких лет. 

По словам г-на Евтухова, предполагается, что к кодексу присоединятся крупные предприятия отечественной легкой промышленности. "Среди актуальных тем, которые мы намерены отразить в кодексе, - в первую очередь установление обязательства торговых сетей по продаже продукции отечественной легкой промышленности. В перспективе это должно привести к тому, чтобы на полках торговых сетей появилось не меньше 30% отечественных товаров", - сказал Виктор Евтухов. Кроме того, чиновник предложил устраивать в торговых сетях дни продаж российских товаров. "В настоящее время прорабатывается вопрос о создании товарного знака, нанесение которого на продукции будет означать, что данный товар качественный и произведен на территории России из преимущественно российских компонентов", - отметил замминистра. 

По данным Минпромторга, объем российского рынка товаров легкой промышленности в 2011 году составил 2,3 трлн. руб., из которых лишь 21,6% приходится на отечественных производителей. Отраслевые эксперты очередную чиновничью инициативу не одобрили. По их мнению, нерыночные методы обернутся исключительно проблемами. 

Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин полагает, что если Минпромторг хочет помочь отечественным производителям, он должен создать благоприятные для всех сторон условия. "Например, льготы для производителей, снижающие себестоимость товара, - пояснил "НИ" эксперт. - Или пусть создает специальный торговый дом, который реализовывал бы только российские товары. Тем производителям, которые в состоянии сделать качественный продукт, подобная поддержка не нужна. Они и так находят своего покупателя и проблем с продажами не испытывают. А поддержка тех, кто не выдерживает конкуренции, ни к чему хорошему не приведет. Если потребителям этот товар не нужен, они все равно не будут его покупать, сколько полок под него не выделяй". 

 Слова маркетолога подтверждаются исследованиями. Не так давно холдинг Ромир проводил опрос по поводу осведомленности россиян о ведущих массовых марках одежды в России. Выяснилось, что лидерами рейтинга узнаваемости и популярности стали именно отечественные марки одежды, часто не опознаваемые россиянами как таковые. Иными словами, если цена и качество покупателя устраивают, то он выберет российского производителя безо всякой принудиловки. 

Эксперты обращают внимание, что в последнее время представителей власти все чаще одолевают идеи, направленные на поддержку отечественного производителя и носящие добровольно-принудительный характер. Напомним, что в конце прошлого года в Госдуме разработали законопроект, предписывающий кинотеатрам отдавать российским фильмам не менее 20% от проката. Ранее Минэкономразвития предлагало квоту в 24%, но в ходе обсуждения отказалось от этой инициативы. "Обязать кинотеатры показывать сколько-то процентов отечественных фильмов, обязать магазины продавать отечественную продукцию и так далее - все это ни к чему хорошему не приведет, - уверен г-н Березин.

- Торговые сети в ответ могут потребовать предоставить им льготы, освободить от ряда налогов ввиду потери прибыли. В итоге на каждые сто рублей, которыми мы как бы поддержали отечественного производителя, мы получим тысячу рублей убытка для всей экономики". Что касается юридической силы инициативы Минпромторга, то она, по данным экспертов, ничтожна - неисполнение обязательств по доле отечественных товаров не повлечет за собой никаких санкций. 

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО


Поделиться в соцсетях: