Pоссийская газета - Две трети россиян не могут удержаться от ненужных покупок в магазине

2013-02-27

Бдительность покупателей становится намного сильнее после пережитого развода 

"Покупатель всегда прав!" - торжественно клянутся продавцы. Как бы не так. Никогда не берите на веру подобные лозунги. Прав обычно именно продавец. Как выяснили социологи исследовательского холдинга Ромир, даже самых недоверчивых и предусмотрительных клиентов торговцы в большинстве случаев провоцируют на ненужные и неумеренные покупки. Да так, что те не жалуются, а наоборот - еще и рады. Единственный фактор, который хоть как-то сдерживает подобные "разводки", - это недавно состоявшийся у покупателя развод. Настоящий, со спутником жизни. Это сильно дисциплинирует. 

По данным опроса Ромир, почти две трети россиян совершают в магазинах покупки, которые изначально не планировали. Даже если пришли за чем-то конкретным и заранее написали себе список необходимого. Нет, дорогие покупатели. В бой против вас брошена целая армия маркетологов, рекламщиков, промоутеров, зазывал и прочих специалистов. Вы обречены проиграть эту битву с разгромным счетом и с существенным ущербом для кошелька. 

Между тем четверо из десяти россиян (40%) утверждали в ходе опроса, что за покупками всегда идут с заранее составленным списком. Четверть опрошенных проявили себя противниками подобной писанины. Около трети (36%) иногда такой перечень составляют, иногда нет - по обстоятельствам. Но и на память наши люди не жалуются. Половина (49%) покупателей всегда заранее знают, что им в магазине будет нужно. Хотя при этом каждый пятый (22%) идет в магазин, как в лес за грибами, - что первым найдется, то и наполнит "потребительскую корзину". 

Покупки по списку несколько чаще делают семейные горожане старше 45 лет с низким доходом. А вот молодые участники опроса 18-24 лет, наоборот, гораздо чаще, чем "средние россияне" говорили социологам, что никогда список покупок не составляют - предпочитают в магазине импровизировать. Похоже, что именно на них рассчитывают те, кто использует разные ухищрения для продажи товаров. Например, периодические дегустации или бесплатные "подарки", раскладку недешевых продуктов на самых заметных полках или в торце длинных стеллажей, "скидки", которые сплошь и рядом оказываются по сути наценками… 

Социологи не скрывали удивления: поначалу, при ответах на первые вопросы, россияне показались им людьми рациональными, дисциплинированными, планирующими бюджет и возможные траты. Ан нет. Две трети российских покупателей (65%) честно признались: в магазине они всегда помимо запланированных товаров прихватывают что-то еще в виде приятного бонуса. Типичное - "пошел за пакетом молока, принес четыре сумки продуктов, про молоко в итоге забыл". Особенно импульсивно совершают подобные покупки молодые женщины и мамы в возрасте от 24 до 35 лет. Роль домашней хозяйки в молодости еще кажется увлекательной, дальше время вносит свои коррективы. 17% горожан - кремень-люди. 

Продавцам с их стороны прибыли не видать. Они ответили, что незапланированные товары покупают редко. Каждый пятый - 19% - ответил "ни да, ни нет". Социологи выявили и еще один любопытный факт. Оказывается, наибольший самоконтроль и самодисциплину при покупке продуктов проявляют разведенные россияне. Они чаще, чем представители других групп респондентов, составляют список продуктов перед походом в магазин. Почти в полтора раза чаще, чем "опрошенные в целом", такие граждане четко знали, что им нужно купить в магазине, даже если шли туда без списка. Они гораздо реже остальных и делают незапланированные покупки. 

Видимо, печальный опыт крушения семейного союза прививает осторожность во всех сферах жизни, равно как и привычку делать выбор осознанно и не спеша. При этом - очередной парадокс - разведенные россияне несколько чаще других идут в магазин, чтобы насладиться самим процессом покупки и получают от этого удовольствие. В целом же на вопрос об эмоциях, которые испытывают потребители от похода за продуктами, ответы распределились так: для 63% опрошенных покупка продуктов - всего лишь жизненная необходимость. 9% назвали этот процесс рутиной. А 28% горожан ходят за продуктами с радостью. Которую немедленно разделяют (вместе с полученными от покупателей деньгами) и продавцы. 

Екатерина Добрынина