Профиль. Пессимизм в тренде

2011-12-26

Уровень оптимизма по отношению к наступающему году в мире снизился на 6 пунктов, в России – на 27 пунктов.

Исследовательский холдинг Ромир Gallup International в декабре 2011 провел ежегодный опрос на территории России и стран постсоветского пространства в рамках глобального международного опроса Ассоциации Gallup International «Global Barometer on Hope and Despair» («Глобальный Барометр Надежды и Отчаяния»).

По результатам опроса уровень оптимизма по отношению к наступающему году в мире снизился на 6 пунктов, в России – на 27 пунктов. Из 50 стран, принявших участие в глобальном опросе в конце 2011 года, Россия заняла 26-е место по Индексу уровня надежды. Наша страна не первый год занимает серединные позиции в этом рейтинге, что во многом объясняется как активным включением в процессы глобализации, так и тем, что россияне – «среднестатистические земляне», по мнению социологов.

Одним из ключевых вопросом «Глобального Барометра», который традиционно задается респондентам по всему миру в конце года, является: «По Вашему мнению, по сравнению с уходящим годом, следующий год будет годом экономического процветания, экономических трудностей, или ничего не изменится?». На основе разницы между долей оптимистов и долей пессимистов вычисляется Индекс уровня надежды каждой страны. Gallup International проводит этот ежегодный опрос с 1977 года и находит уходящий год одним из самых пессимистичных за всю историю проведения опроса, говорится в официальном пресс-релизе Ассоциации. Согласно «Глобальному Барометру Надежды и Отчаяния», 31% населения мира с надеждой смотрят на экономические перспективы 2012 года, 34% населения земного шара полагают, что наступающий год будет хуже уходящего, а 8% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Глобальное уныние растет, делают вывод эксперты. На общемировом уровне Индекс уровня надежды упал на 6 пунктов - от +2% в конце 2010 года до -4% на данный момент.

Россияне в целом пессимистично относятся к экономическим перспективам 2012. Индекс уровня надежды в Российской Федерации равен -21%, где 17% процентов респондентов надеются на перемены к лучшему, 39% процентов респондентов настроены пессимистично, а остальные респонденты либо не ожидают никаких перемен в наступающем году, либо затруднились ответить. Для россиян конец 2011 года стал третьим по уровню пессимизма, после 1998 года и 2008 годов (см. график 2) за 15 лет наблюдений. По сравнению с концом 2010 года Индекс резко упал на 27 пунктов (с +6% до -21%). Глобальный опрос показал, что чувство отчаяния в отношении экономических перспектив наиболее сильно выражено в Европе, на втором месте - США. Множество респондентов в других странах мира, что особенно заметно на примере Китая, продолжают смотреть на ситуацию с оптимизмом и надеждой. Из 50 стран, в которых проводился опрос, 34 являются в целом пессимистично настроенными, т.е. согласно опросу среди жителей этих стран пессимистов больше, чем оптимистов, 15 являются в целом оптимистично настроенными. Лишь в одной стране мира (Индия) пессимистов было зарегистрировано ровно столько же, сколько оптимистов.

Лидером по пессимизму среди стран-участников опроса является Франция, где Индекс уровня надежды равен -80%, тогда как лидером по оптимизму является Нигерия, где уровень надежды равен +80%. Другие страны продемонстрировали различные показатели между этими двумя полярными индексами. За прошедший год резко улучшился Индекс уровня надежды в таких азиатских странах, как Азербайджан, Турция, Пакистан и Ирак; в африканских государствах Камерун и Нигерия; в латиноамериканской Колумбии, а из европейских стран – в Исландии.

В число стран, чей Индекс уровня надежды сильнее всего ухудшился, входят в основном европейские государства (Австрия, Бельгия, Швеция, Германия, Босния, Дания, Швейцария, Финляндия и Россия). Природа изменения уровня оптимизма, как при его росте, так и при снижении, во всех этих странах разная, отмечают эксперты, и обусловлена, как правило, локальными факторами.

Глобальный опрос был проведен крупнейшей в мире независимой Ассоциацией организаций, занимающихся изучением общественного мнения, WIN-Gallup International, в более чем 50 странах мира (более 45 000 интервью), охватив большую часть населения земного шара. В каждой стране респондентов опрашивали по национальной вероятностной выборке с помощью личных интервью, телефонных интервью или с помощью онлайн-опроса.

http://www.ria.ru/society/20111223/524087145.html