Rbc daily - «Азбука» для экономных
Оператор супермаркетов для гурманов «Азбука вкуса» запускает новую сеть «АВ маркет», которая будет работать практически в одной ценовой нише с «Ашаном».
Премиальный сегмент невелик, объясняет ретейлер, к тому же покупатели начинают экономить: по данным ноябрьского исследования «Ромир», доля россиян, отказывающих себе в некоторых продуктах питания, выросла вдвое.
От российского производителя первые два магазина под вывеской «АВ маркет» в конце ноября открылись в подмосковных Одинцово и Ступино.
«Эти супермаркеты будут работать с аудиторией, которая не ходит в классическую «Азбуку вкуса» или посещает ее эпизодически. Мы решили сфокусироваться на семьях, которые совершают не ежедневные покупки, а закупаются на целую неделю и приходят в супермаркет всей семьей», – пояснил РБК представитель ретейлера Андрей Голубков.
«АВ маркет» будет стилизован под рынок с прилавками, даже торг станет возможен: размер скидки определится объемом приобретенных товаров. Площадь новых супермаркетов составит около 2 тыс. кв. м, ассортимент будет включать 18–25 тыс. наименований товаров, из них более 50% – так называемый фреш – фрукты, овощи, на непродуктовые позиции будет приходиться 15%.
Новые торговые точки будут располагаться недалеко от автомобильных трасс и рядом с жилыми массивами. Средний чек в «АВ маркетах» окажется почти вдвое ниже, чем в классических «Азбуках вкуса» – 800 руб. против 1500 руб., акцент будет сделан на товары российских производителей.
«Премиальный сегмент конечен, он не очень велик, а рынок довольно насыщен. Нигде в мире нет такого количества премиальных – или считающих себя премиальными – магазинов в одном городе», – говорит гендиректор другого премиального фуд-ретейлера «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев.
На 2015 год запланировано открытие еще как минимум пяти «АВ маркетов» – в Жуковском, Электростали, Раменском, Дмитрове и Воскресенске, их общая торговая площадь составит 10,59 тыс. кв. м. Эти магазины «Азбука вкуса» летом выкупила у бывшего франчайзи голландской Spar: они не соответствовали ее традиционным магазинам ни по площади, ни по расположению, объясняет Голубков, поэтому для них был придуман новый бренд. В сделку тогда вошел складской комплекс (6 тыс. кв. м в собственности) и фабрика-кухня.
По оценке старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, вся покупка могла обойтись ретейлеру примерно в $100 млн. Источник в «Азбуке вкуса», не называя конкретной суммы, утверждал, что сеть заплатила меньше. «Как малолитражки Jaguar» «АВ маркет», по сути, окажется в одной ценовой категории с гипермаркетами «Ашан» и «Зелеными перекрестками», средний чек в которых составляет около 850 руб., говорит аналитик инвесткомпании RMG Артем Кислюк.
Гендиректор агентства INFOLine Михаил Бурмистров подсчитал, что в классических «Азбуках вкуса» примерно 12% всех наименований продукции оказалось в так называемом санкционном списке (правительство РФ 7 августа опубликовало список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию на год, – в него вошли товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, включая колбасы, сыры, рыбу, овощи, фрукты).
На долю премиум-сегмента на розничном рынке Москвы приходится только 3,5%, в Московской области – примерно 2,8%, отмечает Бурмистров, в денежном выражении столичный премиальный рынок оценивается в 190 млрд руб. В этой же нише работают, например, «Глобус гурмэ» и «Алые паруса». Доля «Азбуки вкуса» в этом сегменте в Москве и Московской области в 2014 году превышает 53%, увеличившись по сравнению с 2013 годом на примерно 6 процентных пунктов.
По данным ноябрьского исследования «Ромир», 19% россиян вынуждены отказывать себе в некоторых продуктах питания, и эта цифра выросла более чем в два раза по сравнению с 2012 годом – тогда таких потребителей было всего 8%. Также снизилось количество тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем: с 15% до 7% (см. инфографику).
Для премиальных брендов переход в демократичный сегмент – это опасность: может случиться так, что покупатели перестанут ассоциировать сеть с премиум-классом и уйдут к конкурентам, добавил он: «Это как если бы Jaguar начал выпускать малолитражки».
Экономика падает, но премиальный сегмент страдает гораздо меньше, спорит партнер Strategy Partners Виталий Вавилов: доля продуктов в расходах среднего москвича составляет всего 20%, а у обеспеченных людей и того меньше – порядка 10–15%, поэтому на них много не сэкономишь, считает он.
«Азбука вкуса» (управляющая компания – ООО «Городской супермаркет») была основана в 1992 году. По состоянию на 2 декабря 2014 года владела 77 супермаркетами «Азбука вкуса», тремя минимаркетами АВ Daily, двумя супермаркетами «АВ Маркет» и тремя специализированными винными магазинами «Энотека». Продажи по итогам 2013 финансового года (закончился 31 марта) составили 32,5 млрд руб. без НДС. Совладельцами ретейлера являются его сооснователи Максим Кощеенко и Олег Лыткин (чуть более 50%), 6,9% принадлежит менеджерам сети, остальное делят бывшие собственники Экспобанка Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро. До лета 2014 года примерно 11% «Азбуки вкуса» контролировал Кирилл Якубовский – его долю выкупили Вдовин, Масловский и Хамбро на деньги Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова. Абрамович и его партнер могли получить часть «Азбуки вкуса» в качестве залога по кредиту.
Ирина Жаворонова, Анна Левинская
Поделиться в соцсетях: