RBC daily - Российские фильмы для праздника но не для кинотеатра
ОЛЕГ ИВАНОВ, управляющий компании Romir Movie Research
Наши опросы только подтверждают общее правило — под Новый год зрители выбирают «фильмы-настроение». Фильмы «Ирония судьбы» и «Чародеи» скорее воспринимаются нами как атрибуты праздника, такие же желанные, как мандарины, оливье или шампанское. Никто из нас не склонен устраивать эксперименты со своим личным временем, особенно в конце уходящего года. Поэтому мы тщательно выбираем фильмы, чтобы не ошибиться, чтобы наверняка. Именно поэтому у зрителей так востребована классика жанра, которую с завидным постоянством нам транслируют центральные телеканалы.
Еще одна особенность — в кинотеатры в новогодние праздники собираются пойти не более 8% респондентов, отвечавших на вопросы нашей анкеты в разных городах России. Это неслучайно: посещение кинотеатров стало довольно дорогим способом проведения свободного времени. Средняя цена билета в течение прошедшего года выросла более чем на 13% и приближается к 240 руб., не считая расходов на сопутствующие услуги. К примеру, стоимость билетов в США — 8 долл., в европейских странах — 9 долл. при несопоставимом размере доходов и покупательной способности населения. Второй фактор, который определяет невысокую посещаемость, — современные кинотеатры есть далеко не везде. Особенно редко они встречаются в малых и средних городах. Поэтому кроме материальных ограничений на посещаемость действует еще и ограничение, связанное с географическим размещением кинотеатров.
Всего к концу года число современных кинозалов на территории России выросло на 7,5% по сравнению с прошлым годом и составило 2,9 тыс. Между тем приемлемый уровень обеспеченности населения услугами кинопоказа, по нашим оценкам, будет достигнут при увеличении числа залов только до 6 тыс. И все-таки наиболее обсуждаемой в последние месяцы уходящего года темой стала вовсе не нехватка кинозалов, а доля отечественных фильмов в кинотеатрах страны. Вопрос был задан кинематографистам несколько месяцев назад на правительственном уровне абсолютно четко: если государство ежегодно тратит все большие деньги на поддержку кинематографии и отечественное кинопроизводство, тогда почему доля наших фильмов постоянно падает и, по прогнозу, составит в этом календарном году всего 13,8%?
Это при том что еще несколько лет назад наши фильмы могли привлечь в кинотеатры значительную зрительскую аудиторию и доля по кассовым сборам отечественного кино неуклонно приближалась к 30%. Фильм-лидер «Ирония судьбы. Продолжение» посмотрели в новогодние праздники около 10 млн зрителей — это абсолютный рекорд посещаемости для наших фильмов в прокате, который вряд ли будет побит в ближайшие годы, несмотря на ежегодный прирост числа залов и посадочных мест. В уходящем году лидером пока является фильм «Духless», он собрал в кинотеатрах аудиторию под 2 млн человек. Что происходит с нашим кино, которое постоянно год за годом сдает свои позиции западным конкурентам? Первая причина в том, что с ростом нашего рынка — а он превысит в нынешнем году 40 млрд руб. — голливудские мейджоры всерьез ведут за него борьбу друг с другом, а заодно и с нашим кино, которое уступает голливудским фильмам не только по своему качеству и зрелищности, но и по объему рекламы.
Вторая причина — после кризиса 2008 года в кино не вернулись коммерческие деньги, отрасль остается абсолютно зависящей от государственного бюджета. В этих условиях происходит неоправданный рост расходов, и его некому остановить. Фильмы, сделанные за государственные деньги, стоят значительно дороже, чем их аналоги, финансируемые из частных источников. При этом если государство откажется от поддержки отрасли, она рухнет, в то же время само наличие невозвратных денег развращает продюсеров, приводит к «зарабатыванию на процессе съемок» и не мотивирует их на результат — число зрителей и долю нашего кино в прокате. Поэтому в высоких кабинетах были приняты решения о пересмотре правил игры, внесены значительные корректировки в существующую модель Фонда кино.
Теперь он станет экономическим агентом и будет больше внимания уделять возвратным финансовым инструментам поддержки кинопроизводства и проката и, что самое главное, ориентироваться на прогнозные показатели посещаемости фильмов, которым будет оказана господдержка. А вообще приближается Новый год, и зрителей опять ожидает «новогодняя битва», в которой у нашего кино есть все шансы одержать победу, как это произошло в прошлом году и не раз уже происходило и раньше. Мы настолько любим этот праздник, что наши фильмы идут на ура.
В эти праздники нас ждут «Джентльмены, удачи!» и анимационная «Снежная королева» от Тимура Бекмамбетова, «Три богатыря на дальних берегах» от Сергея Сельянова, «С новым годом, МАМЫ!» от Георгия Малкова, «Билет на Vegas» от компании «Парадиз». В общем, есть что посмотреть, и некоторые из нас окажутся в кинотеатрах не один и даже не два раза. А вот с какими впечатлениями мы уйдем из зала, зависит от наших режиссеров и продюсеров. Ждем.
Поделиться в соцсетях: