РБК - Фальсификат захватил треть всех магазинных полок

29 Января 2016

Продовольственное эмбарго, введенное российскими властями в августе прошлого года, привело не только к росту цен. Оказалось, что вместо того, чтобы простимулировать рост отечественного производства, санкции привели к резкому снижению качества продукции, пишет "Росбалт". А что происходит с хлебом? Защитники прав потребителей отмечают, что до трети товаров в отечественных магазинах изготовлены с нарушениями. Наиболее часто фальсификации подвергаются пищевые продукты. 

В Союзе потребителей "Росконтроль" говорят, что остро стоит проблема фальсификата в сфере производства молочной продукции. Экспертиза 40 образцов сливочного масла и сыра, проведенная "Росконтролем", выявила в 70% торговых марок замену молочного жира растительным, в частности пальмовым маслом. 

Примечательно, что, по данным Росстата, ввоз в Россию пальмового масла и его фракций за 10 месяцев 2015 года вырос на 25,1%. Экспертиза девяти известных торговых марок сметаны показала, что только два образца соответствуют всем требованиям безопасности и качества. Кроме того, выяснилось, что 15 из 20 торговых марок сыра - фальсификат. О катастрофической ситуации с молочными продуктами говорит и председатель "Петербургского контроля" Всеволод Вишневецкий. 

По его словам, на полках магазинов можно найти пакеты молока, в котором вообще отсутствует молочный жир. Проблему снижения качества усугубляет отсутствие специализированных лабораторий, сообщили "Росбалту" эксперты. "А что происходит, например, с хлебом? Росстат сегодня просто не знает, сколько у нас в стране мукомольных и хлебообрабатывающих предприятий. У нас появилось огромное количество маленьких частных заводиков. 

С чем они работают, из какой муки они делают хлеб - никто не знает, потому что их вообще никто не проверяет. Трудно проверяются и крупные хлебозаводы", - цитирует агентство руководителя системы добровольной сертификации "Качество и экология" Юлию Шеину. Результаты испытаний "Росконтроля" 17 изделий (хлеб, батоны, булочки) разных торговых марок показали, что большинство образцов содержат в 2-3 раза больше соли, чем разрешено для детей, и чем рекомендуется диетологами для взрослых. Были обнаружены значительные отклонения по содержанию белка и жира как в белом, так и в черном хлебе. 

В рамках программы "Контроль качества" на экспертизу направили 27 наименований варено-копченых и полукопченых колбас, 18 из которых оказались фальсификатом. Скользкая дорожка Причем о снижении качества продукции говорят все: и потребители, и эксперты, и чиновники. По данным исследовательского центра "Ромир", 39% россиян отметили ухудшение качества продуктов в течение 2015 года. Число российских потребителей, отметивших исчезновение из продажи некоторых или многих привычных продуктовых марок, выросло до 43% (годом ранее этот показатель был вдвое меньше). 

В Роспотребнадзоре также подтверждают, что качество пищевых продуктов продолжает ухудшаться. Правда, в ведомстве говорят о том, что продукты эти - иностранные (в первом полугодии было изъято 720 т некачественных пищевых продуктов, из которых 465 т - зарубежные товары). Однако Ю.Шеина уверена, что качество отечественных продуктов также никогда не было высоким - пищевые стандарты всегда подстраивались под те условия, в которых существовало общество.

Другие эксперты отмечают, что абсолютно не понятно, что считать отечественным продуктом - как относиться к продукту, который сделан в России иностранном оборудовании из иностранных ингредиентов? Как ранее писал РБК Петербург со ссылкой на общественников и производителей, зачастую сами ретейлеры толкают небольших поставщиков на "скользкую дорожку". Каждый год, когда торговая сеть продлевает договор с производителем, она просит его увеличить ретро-бонусы, напоминал замдиректора "Пискаревского молочного комбината" Георгий Житмарев. Максимум для бонуса по закону - это 10%. 

"Если бонусы уже достигли 10%, то сеть обходит закон с помощью просьбы о каких-нибудь дополнительных выплатах, например, маркетинговых. Производителю нужно закладывать эти выплаты в цену товара и повышать ее. Но повышать цену до бесконечности невозможно - особенно сейчас, когда покупательская способность падает. Тогда производитель вынужден снижать себестоимость товара - зачастую это происходит за счет снижения качества", - отмечал он.

"Тут два пути: повысить цену или не заключать контракт", - добавлял Г.Житмарев. О давлении ретейлеров на производителей говорил и президент ГК "Невские сыры" Альберт Суфияров. "Сети увеличивают свою маржу, а производители, как правило, хотят остаться на полке. Ретейлеры провоцируют их открытым текстом - им важно, чтобы была определенная цена. Поставщик, чаще всего, попадает в безвыходное положение - либо уйти с полки, либо остаться", - говорил он. 

По словам президента "Невских сыров", реальная себестоимость фальсифицированного товара может снизиться почти на треть. "Сети стремятся поднять маржинальность. Причем ретейлеры приводят в пример поставщиков, которые поставляют им такой же товар, но по более низкой цене (при этом они ссылаются на фальсификат)", - пояснял А.Суфияров. Стоит отметить, что крупные производители не так сильно, как мелкие игроки, ощущают на себе давление со стороны ретейлеров. поскольку последние зависимы от первых - сети не могут остаться без крупных поставщиков. 

Роман Кизыма


Поделиться в соцсетях: