РБК - Население России из-за роста цен все чаще экономит на продуктах питания

2014-12-02

Постоянное повышение уровня инфляции и рост цен заставляют россиян отказывать себе в некоторых продуктах питания для экономии семейного бюджета. За два года с момента проведения аналогичного опроса количество россиян, готовых отказать себе в потреблении некоторых продуктов питания, увеличилось более чем в два раза. 

В полтора раза увеличилась доля семей, которым в борьбе с ростом цен приходится перераспределять бюджет в пользу покупки еды и самого необходимого. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир в октябре 2014 года. 

Респондентам был задан вопрос: как их семьи справляются с ростом цен. Полученные результаты были сопоставлены с данными двухлетней давности - аналогичный опрос проводился в 2012 году. В опросе приняли участие 1500 респондентов от 18 до 60 лет и старше, проживающих как в городах, так и в сельской местности. 

Опрос проводился во всех федеральных округах. По результатам опроса, самым популярным способом борьбы с ростом цен стало перераспределение семейного бюджета в пользу продуктов и самых необходимых товаров. Такой ответ дали 32% опрошенных, а в 2012 году - 20%. 19% россиян заявили, что вынуждены отказывать себе в некоторых продуктах питания, эта цифра выросла в два раза по сравнению с 2012 годом. 

Несколько сократилось число тех, кому приходится реже покупать одежду и меньше тратить на развлечения. В 2014 году такой ответ дали 17% респондентов, в 2012 - 23%. Экономить на одежде и развлечениях несколько чаще приходится жителям небольших городов с населением 100-500 тыс. человек - среди них каждый четвертый (24%) участник опроса дал такой ответ. 

Два года назад число россиян, готовых отказаться от дорогостоящей покупки, было выше - 27% опрошенных, сегодня лишь 19% готовы отказать себе в этом удовольствии. Причем чаще всего (26%) отказываться от крупных покупок для экономии семейного бюджета приходится респондентам в возрасте 25-34 лет. Они же чаще экономят на одежде и развлечениях. "Не исключено, что закредитованность достаточно высока именно среди россиян этого возраста. Поэтому в настоящее время им приходится порой даже труднее, чем старикам - цены растут, траты увеличиваются, и вместе с тем приходится выплачивать кредиты", - подчеркивается в исследовании. 

По данным Ромир, снизилось число тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем. В 2014 году лишь 7% респондентов ответили, что не отказывают себе ни в каких тратах (15% в 2012 году). 

По прогнозу Банка России, инфляция по итогам года составит 9%. Как заявляла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, пик инфляции еще не пройден, а в первом квартале 2015 года она может вырасти до 10%. Этот прогноз совпадает с мнением главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева: "К концу первого квартала следующего года уровень инфляции будет под 10%. К концу этого года она будет под 9%". По расчетам ЦБ, в октябре 2014 года инфляция в России в годовом исчислении выросла до 8,3%.

Татьяна Григорьева