РБК - Потребители налегают на бытовую технику

10 Октября 2013

В сентябре 2013г. повседневные потребительские расходы выросли на 4% по сравнению с августом и на 15% по сравнению с сентябрем 2012г. 

Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир. Рост произошел благодаря резкому (более чем в 1,5 раза) увеличению расходов на непродовольственные товары повседневного спроса. В то время как расходы на покупку продуктов питания снизились на 10% в номинальном выражении. Эта тенденция перераспределения долей продовольственных и непродовольственных товаров в корзине россиян наблюдается уже полгода. 

Однако исследователи не торопились делать окончательные выводы о намечающемся тренде, списывая его на традиционную сезонность. Однако и с приходом осени картина не изменилась - горожане продолжают меньше тратить на продукты питания и больше на непродовольственные товары. Как минимум в среднесрочной перспективе тренд можно считать состоявшимся. По сравнению с сентябрем 2012г. 

Индекс повседневных покупок вырос на 15% в номинальном выражении и на 7-8% с поправкой на инфляцию потребительского рынка. Это также соответствует тренду, наблюдаемому Ромир с сентября прошлого года. Как говорится, тишь да благодать, если бы не один важный нюанс. Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в сентябре 2013г. снизилась (по сравнению с сентябрем 2012г.) более чем на 10 процентных пунктов - до 54%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, возросла в 1,5 раза - до 46%. С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в сентябре 2013г. по сравнению с сентябрем 2012г. покупки продуктов питания снизились примерно на 10%, а покупки непродовольственных товаров выросли более чем в 1,5 раза. 

Однократное изменение пропорций распределения повседневных расходов между продовольственными и непродовольственными товарами отмечалось нами и ранее. Обычно это случалось в августе или сентябре (в период подготовки к новому учебному году) и в декабре - перед новогодними праздниками. Но затем ситуация возвращалась к привычным значениям: 30-35% - непродовольственные товары и 65-70% - продукты питания. Однако та тенденция, что мы наблюдаем сегодня - пропорция 45% на непродовольственные товары и 55% на продукты питания - держится уже полгода и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний. 

В целом за лето этого года расходы на приобретение продуктов питания практически не изменились (в номинальном выражении) по сравнению с летом прошлого. А в реальном выражении снизились на 5-6%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 30% в номинальном и более чем на 20% в реальном выражении. Таким образом, можно с уверенностью говорить о формировании нового среднесрочного тренда. 

Его характеристиками являются: снижение расходов на покупку продуктов питания для дома и значительный рост расходов на покупку непродовольственных товаров. За счет чего сокращаются расходы на приобретение продуктов питания для дома? Прежде всего, за счет переключения на более "экономичные" продукты. Потребители стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода "спец-предложениям" и "бонусам" от торговых сетей. Это подтверждается и данными опросов и информацией из скан-панели Ромир. 

В течение месяца они посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные (по цене) предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок. Во-вторых, имеет место небольшое (на несколько процентов по каждой категории) сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении. Возможно, отчасти это компенсируется ростом внедомашнего потребления. А какие же непродовольственные категории растут? Практически все, но особенно ощутимо - мелкая бытовая техника и товары для дома, строительства и ремонта. 

Первое время исследователи Ромир полагали, что наблюдают весенне-летний сезонный феномен увеличения расходов на товары для дома (дачи). Но когда тенденция продолжилась и в августе-сентябре, стало понятно, что речь идет о как минимум среднесрочном тренде. Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10 тыс. россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тыс. человек. 

Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях: