РБК - Потребительская активность продолжает снижаться из-за жары

12 Июля 2013

В июне 2013г. индекс "Кофе с молоком" снизился на 8,5% по сравнению с показателем мая и вернулся к значениям июня прошлого года, сообщает исследовательский холдинг Ромир. По сравнению с пиковыми значениями марта этого года индекс в июне похудел на 17,5%. Однако, подобные скачки - не редкость для индекса простых удовольствий. В предыдущие годы наблюдений, правда, резкие снижения происходили уже в мае по сравнению с показателями апреля. 

В этом же году было зафиксировано резкое падение в апреле к марту, затем в мае относительно апреля индекс вел себя достаточно спокойно, чтобы продолжить падение в июне. С большой долей вероятности можно предположить, что рост начнется с окончанием летнего сезона. А пока, по всей видимости, российские потребители доставляют себе маленькие гастрономические радости другими способами - лимонадами и мороженым, заменяя ими кофе и шоколад. 

Базой для расчета индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти товары не являются продуктами первой необходимости и являются элементарным набором "простых удовольствий". 

Темпы изменений индекса (месяц к месяцу предыдущего года) отличаются большой волатильностью. Всего же за пять лет (с июня 2008г.) Индекс КсМ вырос на 55% (в 1,55 раза), что примерно соответствует общему показателю инфляции потребительского рынка. Но, если первые три года Индекс рос с темпами, существенно опережающими инфляцию, то благодаря замедлению последних двух лет темпы роста этих двух показателей в пятилетнем масштабе сравнения выровнялись. 

Снижение индекса КсМ в июне произошло целиком в результате снижения на 7-11% объемов натурального потребления всех продуктов, входящих в индекс. При этом средняя реальная цена приобретения воды выросла на 7,5% по сравнению с маем и на 16,5% по сравнению с июнем прошлого года. А вот цена приобретения кофе, напротив, снизилась на 4% к маю и на 11% к июню 2012г. Цены на молоко и шоколад изменились незначительно - и по сравнению с прошлым месяцем, и по сравнению с прошлым годом. 

Гипермаркеты немного нарастили свою долю в продажах кофе (этим, возможно объясняется снижение средней цены приобретения этого продукта) и сохранили объемы по остальным позициям. Супермаркеты заметно нарастили свою долю в продажах воды (этим, возможно объясняется рост средней цены приобретения этого продукта) и сохранили по остальным позициям. Дискаунтеры немного нарастили свою долю в продажах шоколада и сохранили по остальным позициям. Магазины других форматов снизили свою долю по всем продуктам индекса, кроме молока. 

В Москве индекс КсМ в июне 2013г. также снизился на 9% до 760 пунктов (после аналогичного майского снижения) и вернулся к значениям июня прошлого года. За пять лет рост индекса в Москве составил 45,5% (в 1,455 раза), что немного уступает значениям инфляции, накопленным за прошедшую пятилетку. 

Снижение Индекса в Москве в июне произошло вследствие снижения натуральных объемов потребления бутилированной воды (на 18% к маю, а также к июню прошлого года) на фоне роста ее цены - на 4% за месяц и на 16% за год. А также из-за снижения покупок кофе на 9% на фоне снижения цен на этот продукт на те же 9% к маю текущего года. Снижение индекса в Москве могло бы быть еще более сильным, если бы не было немного компенсировано повышением (на 9% за месяц и на 25% за год) объемов потребления шоколада, правда на фоне снижения цены этого продукта на 10% за месяц (и на 8% за год). 

Москвичи среднего достатка в июне проявили чудеса "экономной изобретательности", ухитряясь приобретать продукты, входящие в индекс не только в среднем дешевле, чем это делали более обеспеченные потребители (что было бы не удивительно), но и даже по сравнению с потребителями весьма скромного достатка. 

В других крупных городах Индекс КсМ в июне снизился на 7,5% к значению мая до уровня в 613 пунктов. По сравнению с пиковыми значениями марта снижение составило чуть более 16%. А по сравнению с июнем прошлого года Индекс КсМ оказался выше на символический 1%. За пять лет рост Индекса в этих городах составил ровно 60% (1,6 раза). 

Снижение натуральных объемов потребления в июне к маю на 11-13 % по всем продуктам (кроме воды) было немного компенсировано ростом цен на воду (на 13%) и на шоколад - на 9,5%. В годовом выражении заметно подорожала вода (+17%) и подешевел кофе (-11%). Снизились объемы приобретения воды (на 13%) и выросли - шоколада (на 23%). 

Региональные гипермаркеты немного нарастили свою долю в продажах всех продуктов, кроме шоколада. Супермаркеты сильно выросли по воде, и немного - по шоколаду. Дискаунтеры немного выросли по шоколаду и сохранили свою долю по остальным продуктам. Магазины других форматов снизили свою долю в продажах воды и кофе, сохранив позиции по молоку и шоколаду. 

Потребители высокого достатка в июне резко (в два раза) увеличили покупки кофе по цене на 15% выше той, которую они платили за этот продукт в мае. Здесь будет интересно отметить, что самый дорогой кофе в России покупают обеспеченные потребители, проживающие в крупных нестоличных городах страны. А еще представители этой группы в июне в полтора раза увеличили покупки бутилированной воды, причем по цене в среднем на 20% выше майской. Правда, воду эти потребители покупают самую дешевую - на 23% дешевле, чем среднеобеспеченные жители этих же городов и даже на 4% дешевле, чем граждане с доходами ниже среднего. Судя по всему, основной объем бутилированной воды обеспеченные потребители крупных городов приобретают в крупной таре по 5-6 литров.


Поделиться в соцсетях: