РБК - Ромир: Повседневные расходы россиян в июне 2015 года сократились относительно мая на -6,7%

09 Июля 2015

Повседневные расходы россиян в июне 2015 года сократились относительно мая на -6,7%. А с учетом месячной инфляции в 0,2%, опубликованной Росстатом, расходы за месяц сократились на -6,9%, говорится в исследовании Ромир. Можно говорить о том, что россияне продемонстрировали обычное сезонное сокращение повседневных расходов. 

Помимо сезонного фактора на снижение индекса, вполне вероятно, повлияло и снижение цен на ряд продовольственных товаров на 0,2-1,8%, по данным официальных органов статистики. Данные потребительской скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel также подтверждают снижение цен на товары повседневного спроса в июне на -1,5% относительно майских показателей. 

По сравнению с июнем прошлого года затраты россиян на товары повседневного спроса выросли на 17,8%, что за вычетом накопленной за период инфляции в 15,3% преобразуется в реальный рост в размере 2,5%. Авторы исследования напоминают, что реальный годовой рост в мае также составил 2,5%. Но повседневные расходы текущего года по итогам первых шести месяцев в реальном выражении фактически оказались даже чуть ниже показателя июня 2013 годов и фактически сравнялись с реальными расходами января 2014 и даже января 2012 года. 

Отмечается, что в течение всего периода наблюдений расходы в июне снижались относительно майских показателей. Причем в этом году снижение хоть и было заметным, но не рекордным. Так, например, куда сильнее расходы россиян сократились в июне прошлого года относительно предыдущего месяца на -11%. В 2013 году сокращение июньских расходов относительно майских показателей оказалось аналогичным текущему году и составило -6,3%. 

В Москве индекс потребительской активности в июне сократился относительно мая на 5%. За год же москвичи увеличили свои номинальные расходы на 22,9%, что даже за вычетом годовой инфляции за этот период составило приличный реальный рост в 7,6%. В Санкт-Петербурге индекс покупательской активности в целом вел себя ровнее, чем в Москве. В июне он, как и во все предыдущие годы, начал свое снижение, которое по сравнению с майскими показателями составило -3,3%. В разрезе года рост повседневных расходов составил 19,6%, что в реальном выражении дает рост в 4,3%. 

Повседневные расходы в июне претерпели сокращение во всех типах городов. Траты жителей миллионников уменьшились по сравнению с маем на -4,8%. В средних городах с населением от 500 тыс. до миллиона жителей расходы сократились на -4,4%. А вот жители малых городов с населением от 100 до 500 тыс. показали экономию относительно мая куда ощутимее -9,7%. По сравнению с июнем прошлого года сильнее всего выросли повседневные расходы жителей именно малых городов страны +21,7%. Жителям мегаполисов также приходится тратить значимо больше, чем годом ранее, +17,6%. А вот расходы жителей средних городов выросли за год всего на 7,5%, что вдвое уступает накопленной за период инфляции. 

Потребители всех доходных групп сократили свои расходы в июне, хотя и с разной силой. Так, наименее экономными по итогам июня оказались представители низкодоходной группы. Они снизили свои расходы в июне относительно мая на -1,9%. Высокодоходники потратили в июне на 6,9% меньше, чем месяцем ранее. А самыми экономными оказались представители среднедоходной группы. Их расходы в июне сократились в июне на -11,9% относительно предыдущего месяца. 

Отмечается, что средний класс уже многие месяцы выступает основным тормозом роста повседневных расходов. Их траты растут по принципу "шаг вперед и два назад". По сравнению с июнем прошлого года расходы среднедоходников выросли всего на 4,9%, что втрое уступает показателю инфляции за год. Расходы высокодоходников в разрезе года смогли обогнать инфляцию и составили 19,8%. Сильнее же всего рост цен сказывается на расходах низкодоходной группы. В июне текущего года они потратили на 36% больше, чем годом ранее, что более чем вдвое превышает показатель инфляции. 

Ромир - крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.


Поделиться в соцсетях: