РБК - Россияне экономят на сладком

19 Декабря 2013

В ноябре 2013г. Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ) снизился на 2,5% и по сравнению с октябрем, и по отношению к значению ноября прошлого года. Таким образом, тенденция к снижению индекса, наблюдавшаяся в июле и августе, продолжилась, а рост сентября и октября оказался недолговечным. Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир. Базой для расчета индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Эти товары не являются продуктами первой необходимости и являются элементарным набором "простых удовольствий". 

Индекс потребительской активности (общий) в ноябре также продемонстрировал отрицательную динамику и к предыдущему месяцу, и к предыдущему году. Таким образом, можно говорить о возобновлении негативного тренда по индексу КсМ, начавшегося летом этого года. За три года (с ноября 2010г.) индекс КсМ вырос только на 11%, что примерно в два раза ниже официальных оценок инфляции потребительского рынка (20-22%) за этот период. За пять лет (с ноября 2008г.) индекс КсМ Ромир вырос на 42%, что немного ниже официальных данных по инфляции потребительского рынка за эти пять лет. Но если в 2009 и 2010гг. Индекс рос темпами, опережающими показатели инфляции по потребительскому рынку в целом, а в 2011 и 2012 гг. примерно на уровне инфляции, то в 2013г. рост индекса КсМ показал отрицательную динамику при инфляции около 6-6,5% в годовом выражении. 

Снижение Индекса в ноябре по сравнению с октябрем произошло благодаря снижению объемов натурального потребления шоколада (на 10%) и кофе (на 5%) при стабильных объемах потребления воды и молока. От более сильного снижения Индекс удержало повышение реальных средних цен приобретения воды (на 9%) и шоколада (на 8%), правда, при снижении цены на кофе на 5%. Обеспеченные семьи в ноябре вновь стали экономить на кофе. Цена его приобретения в этой группе потребителей снизилась на 11% по сравнению с октябрьской. 

Правда, в октябре был зафиксирован рост на 50%. Также представители этой группы стали платить в среднем на 7% меньше за шоколад. А вот молоко, "дешевевшее" для обеспеченных в октябре, в ноябре для них подорожало на 11%. Бутилированная вода - на 8%. Семьи с доходами ниже средних в ноябре стали платить за кофе в среднем на 22% меньше, чем в октябре. Молоко и шоколад подорожали в этой группе на 3-5%, а вода - на 12%. 

Представители средней доходной группы в ноябре стали покупать воду на 8% дороже, чем в октябре, а реальные закупочные цены остальных продуктов в этой группе потребителей не изменились. В Москве индекс КсМ в ноябре 2013г. снизился по сравнению с октябрем на 4,5% до 830 пунктов. А по сравнению с ноябрем 2012г. снижение составило 8%. В ноябре 2013г. Индекс оказался на 2,3% ниже, чем в ноябре 2011г. 

За три года рост Индекса в Москве составил символические 1,5%. За пять лет рост индекса КсМ в Москве составил 24% - в два раза ниже общей потребительской инфляции. Основной вклад в снижение Индекса в Москве (в годовом выражении) внесли: снижение средних реальных цен приобретения кофе (на 25%) и снижение натуральных объемов потребления молока (на 26%). Которые не были до конца компенсированы ростом цен на воду (+27%) и молоко (+15%) и увеличением объемов потребления кофе на 8%. 

В других крупных городах индекс КсМ в ноябре 2013г. снизился на 1% по сравнению с октябрем текущего и вырос на 1% по сравнению с ноябрем 2012г. За два года рост Индекса составил 10,5%. За три года - 17,5%. А за пять лет (с ноября 2008) рост индекса составил 54%, что даже немного опережает рост потребительских цен (по данным Росстата) за эту пятилетку. В крупных городах также отмечался рост цен на молоко (+12% к ноябрю 2012) и воду (+20%) и снижение цены кофе (- 7%). Снижение объемов потребления молока и шоколада (примерно на 10% в годовом выражении); и рост по кофе на 5%.


Поделиться в соцсетях: